>Пособие платят (его бывает порой трудно выходить), но это, я так вижу, "наследие советского прошлого". Раннесоветского. Тогда назначили, а теперь уже неудобно как-то отменять. А так они бы, судя по всему и отменили! Рука бы не дрогнула! Сказали бы: "Пусть родственники заботятся". Вообще этот спор очень сильно похож на спор о бесплатной медицине.
Прям раннесоветского. Уже в РИ сообразили, что себе дороже на родственников всю ответственность перекладывать в случае чего. Было как. Состоял на гослужбе, воевал - имеешь право получить господдержку, если что. Истоки темы, повторю - в отношении к военным пенсионерам и инвалидам, их в часто воюющих странах много и они видны всем. Но, естественно, разделять инвалидов по категориям нельзя (в смысле - кто "военный", кто "гражданский" и т.п.), поэтому и система помощи и реабилитации одинакова для всех. И тут показательный момент, как государство относится к тем, кто потерял здоровье, нередко ради этого же государства, да если и не совсем так, все равно, система господдержки инвалидов - важный показатель благополучия общества в целом, ведь никакое явление нельзя рассматривать "в ваккуме", отдельно от всех других.
Немного фактов по теме Александр I в 1803 году повелел в обязательном порядке выплачивать пенсию офицерам, ставшим инвалидами по ранению, при наличии 20-летней выслуги.
Пенсии были исключительной привилегией офицерства. Крепостных рекрутов, отслуживших 25 лет, отправляли в родные деревни. Моральным долгом помещика считалось помочь заслуженному воину обзавестись хозяйством и вообще относиться к нему с уважением. Инвалидов определяли на жительство и прокорм в монастыри. О гражданских лицах государство вообще не заботилось.
Впервые детально проработанное пенсионное законодательство в России было принято в России при Николае I, любившем во всем порядок и строгую регламентацию.
В преамбуле указа от 6 декабря 1827 года так и говорилось: "Правила, по коим сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определенности, ни соразмерности".
По николаевскому закону, все обладатели классных чинов, военные и гражданские, прослужившие 25 лет,
получали право на пенсию в размере 50% оклада, 35 лет – в размере 100%.
Если офицер или чиновник уходил в отставку по болезни, ему полагалась треть оклада при 10-летней выслуге, две трети – при 20-летней и полный оклад – при 30-летней.
После его смерти пенсия пожизненно сохранялась за вдовой, а если ее не было - за сыном до 17 лет, или за дочерью до 21 года либо до замужества.
Обязательным условием для назначения пенсии являлась "беспорочная служба". Человек, "удаленный от должности" за проступок, должен был начинать служить сначала с потерей предыдущего стажа, если еще возьмут. Лицо, подвергавшееся уголовному преследованию, вообще теряло право на пенсию, и восстановить его мог только император.
Таким образом, пенсионное обеспечение было, по современным меркам, весьма щедрым, но охватывало лишь незначительную часть населения.
О том, как мало было чиновных пенсионеров, говорит то, что решение о назначении пенсии в каждом случае подписывал лично министр соответствующего ведомства.
В 1851 году вышел указ, запрещавший отставным солдатам селиться в Петербурге и Москве, если те "не имеют возможности содержать себя положительными способами".
Впоследствии пенсионная система в России неуклонно расширялась, включив в себя обширные категории людей, которых сегодня называют "бюджетниками": низших служащих, не имевших чинов, преподавателей государственных учебных заведений, медперсонал казенных больниц, инженеров и мастеров, а с 1913 года и рабочих государственных предприятий и железных дорог. Неизменным оставался главный принцип: основанием для назначения пенсии являлась исключительно работа на государство.
Большевики одним махом упразднили царские пенсии, а свои вводить не торопились.
Подавляющее большинство советских трудящихся не получали пенсий по старости 20 лет, колхозники – почти 40 лет.
В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923-м - для старых большевиков, в 1928 году - для работников горнорудной и текстильной промышленности, в 1937 году - для всех городских рабочих и служащих.