Любому человеку, который в той или иной степени интересуется международной политикой, сложно не заметить той активности, которую в последнюю пару дней проявили США в отношении пары своих «друзей». Один «друг» США – в Карибском бассейне. Это Куба. Второй – в Восточной Европе. Это Белоруссия.
Освобождение из кубинской тюрьмы американского гражданина Гросса стало формальным поводом для того, чтобы американские власти с голливудскими улыбками заявили о возможности полноценного восстановления дипломатических отношений с Кубой. Государственный департамент США распространил заявление, в котором поведал о том, что Вашингтон в скором времени может отправить на Кубу своего посла. Накануне тот же Госдеп США устами Виктории Нуланд объявил, что США открыты для диалога с Минском. Здесь обошлись уже без формальных поводов, ибо Александр Григорьевич Лукашенко никакого американского гражданина из белорусской тюрьмы (если такие граждане в белорусских тюрьмах вообще есть) не выпускал…
( Collapse )
Как говорится, ежу понятно, что в американских «партнёрах» чувство дружбы и открытости по отношению к «братским» кубинскому и белорусскому народам взыграло неспроста. Штатам абсолютно до лампочки, какое число их граждан находятся в тюрьмах, волнует Штаты совсем другое. Они, как наркоманы со стажем, нуждаются в новых и новых дозах, чтобы в очередной раз окунуться в мир грёз о собственной исключительности.
Но шут с ними, с этими американскими «партнёрами». Куда более интересно понаблюдать за тем, как же встретило союзное с Россией Белорусское государство, а точнее, власти этого государства, заявления г-жи Нуланд об открытости и желании сближаться.
Александр Григорьевич Лукашенко не в силах перебороть тягу сладостных речей, идущих «оттуда», решил, что перед ним открывается уникальная перспектива оказаться полезным сразу двум сторонам – этаким малым золотником, значение которого должны оценить как на Западе, так и на Востоке. Похожую позицию занимал другой президент – уже бывший, и не Белоруссии, а Украины. Речь о Викторе Януковиче, который, пытаясь подставить под свою пятую точку сразу два стула, в итоге оказался «где-то между» и едва успел унести ноги из страны. Куда – хорошо известно… Белорусский лидер тоже ищет второй стул?..
Сначала «бацька» заявил, что поведение России не может не настораживать.
Мы с вами когда-то констатировали, что главные угрозы для нашей страны кроются в экономике. Другой иной какой-то угрозы, в том числе со стороны неправительственных организаций, некой радикальной оппозиции, ещё чего-то нет и быть не может. Но экономика – это для любого государства очень опасное направление удара, особенно для нас, для экспортоориентированной экономики. И поведение сегодня нашего восточного, родного брата не может не настораживать. Но мы пока не делаем из этого каких-то выводов — я в том числе — до разговора с президентом России. Я хочу все-таки выяснить, зачем нужна такая политика Российской Федерации в отношении Белоруссии. Но не учитывать этого, конечно же, нельзя. (…) Мы не драматизируем эту ситуацию, еще раз подчеркиваю, мы просто хотим ясности. Все должны понимать, что никому не будет позволено разговаривать с нашей страной с позиции силы. Мы не гигантское государство, не обладаем мощью ядерного оружия, но наша армия достаточно боеспособна, чтобы ответить на любую угрозу, и не только армия, весь народ. Поэтому мы будем беречь свой кусок земли, свою государственность и свою независимость. Мы не ставим своей целью развязать войну, но обязаны делать все от нас зависящее, чтобы обеспечить военную безопасность и социально-политическую стабильность в обществе.(…) Нам надо мир и покой.
Так кто не даёт мира и покоя? Покажите пальцем!
Не нужно обладать особой прозорливостью, чтобы понять, что г-н Лукашенко, что называется, катит бочку в сторону России. И если Александр Григорьевич «хочет всё-таки понять, зачем нужна такая политика Российской Федерации», то Российская Федерация хочет понять, с чего это вдруг президент государства, которое через несколько дней вместе с Россией должно стать частью большого единого экономического пространства – Евразийского экономического союза – вдруг начинает лить воду на мельницу «партнёров», желающих непременного разобщения двух народов.
Какая, собственно, политика России так возмутила президента Белоруссии? Та, что после десятка предупреждений о необходимости остановить поставки в Россию норвежской сёмги и креветок, бельгийской свинины и литовского сыра под видом белорусских товаров, вынужденно привела к ограничению поставок из Белоруссии? Так белорусские «производители», ставшие в последнее время слишком активно клеить на зарубежные товары свои ярлыки и штрих-коды, тут явно переусердствовали. И уважающему себя президенту государства здесь нужно не в позу вставать, а искать за круглым столом пути выхода из ситуации. Россия понимает, что Белоруссия под санкционную лавочку хочет больше заработать, но надо же и края видеть.
К слову, совсем не в хорошем плане удивила в этом году белорусская ярмарка, которая не первый год гастролирует по регионам России. Если в предыдущие годы воронежцы, липчане, саратовцы, рязанцы, жители других регионов страны посещали предновогоднюю ярмарку из братской республики с целью купить товары качественные и дешёвые, то в этом году разочаровались многие. Увидев на ярмарочных прилавках обычное солёное сало по 450-480 рублей и мёд по 700-800 рублей за кило (не за трёхлитровую банку, а именно за килограмм – и это не в ХМАО или на Чукотке, а в Центральной России) люди начали переглядываться, спрашивая: а вы точно из Белоруссии?.. Ну, не ходят по предновогодним ярмаркам сплошь те, кто при наличии отечественного сала и мёда по цене вдвое дешевле, станут вдруг переключаться на дорогой товар, чтобы удовлетворить аппетиты спекулянтов.
После заявлений г-на Лукашенко о том, что он не знает «зачем нужна такая политика России» (да какая политика-то? - вы бы хоть разъяснили, Александр Григорьевич), президент Белоруссии решил и дальше искать свободной рукой второй стул под своё мягкое место и сделал ещё один ход. Он потребовал от белорусского правительства перейти на взаиморасчёты с РФ в «твёрдой валюте», исключив операции в рублях. При этом белорусский президент заявил, что, мол, Россия с Белоруссии за энергоносители требует исключительно доллары.
Лукашенко:
Перед правительством поставлена задача торговать не за рубли, а за доллары, так как мы платим за энергоносители не в рублях, а в долларах. Это, кстати, недостаток в работе правительства с Россией. Надо было работать и требовать с них, чтобы они нам также платили в твёрдой валюте – в долларах или евро. Покупают нашу продукцию в России сегодня – платят в долларах. Если в рублях – то в соответствии с курсом на сегодняшний день, на сегодняшний час.
Стало быть, даёшь сало по 100 баксов?..
Ну, тут уж господин Лукашенко и вовсе говорит что-то странное. Зачем же вы, Александр Григорьевич, вводите белорусских граждан в заблуждение. Если спекулянты погнали доллар вверх, то, опять-таки, нужно не в позу вставать, а идти по пути обсуждения вопросов о полном переходе на взаиморасчёты в национальных валютах. Если бы Россия требовала с Белоруссии рассчитываться исключительно в долларах по текущему курсу, то цена на газ для рядового белорусского потребителя (исходя из входящей цены в $175 за 1 тыс. кубов, наценок для конечного потребителя и курса доллара), составила бы более 13000 рублей (российских) за ту же тысячу кубометров. Но в белорусских квитанциях совсем-совсем другие тарифы – немногим отличающиеся от внутрироссийских.
Так кого господин Лукашенко хочет обмануть, и главное – зачем?
Ответ на этот вопрос прост. «Бацькин мэсседж» направлен не в сторону своего собственного населения, а в сторону тех, кто его поманил вашингтонским калачом (ну, или сэндвичем). Тут и на доллар от буйной радости решил перейти и объявил, что его армия готова противостоять хоть ядерному государству (как бы намекая). Неужели пример «двустульного» Виктора Фёдоровича не явился и для России, и для Белоруссии уроком? Неужели и дальше будет продолжаться этот бессмысленный обоюдный торг на фоне упрёков и взаимных претензий.
Да, российские шаги тоже не всегда выглядят продуманными, их тоже могут делать на эмоциях, на нагнетании обстановки. А уж коли так, то, братья белорусы, вы уж простите, но если и между нами (РФ и РБ) начнётся откровенное бодание, то можно предположить, как же будут рады наши заокеанские друзья. Разве мы хотим им доставить такое удовольствие?
В любом случае властям обеих стран нужно не нагнетать, не искать причины, чтобы уколоть друг друга, а садиться за круглый стол и решать возникшие проблемы. Не для того ведь строим ЕАЭС, чтобы превращать его в склочную коммуналку, а потом плевать друг другу в кастрюли на плите.