Верховная Рада Украины приняла закон о высшем образовании. За соответствующее решение проголосовали 276 народных депутатов. Закон предусматривает, в частности, автономию высших учебных заведений. Устав вуза утверждается его учредителем, передает ЛІГАБізнесІнформ.
Также учредитель заключает контракт с руководителем вуза, который избирается на конкурсной основе. Учредитель осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью вуза. Органы местного самоуправления, к сфере управления которых относятся высшие учебные заведения, обеспечивают выполнение госпрограмм в сфере высшего образования, подают Министерству образования предложения по формированию сети вузов, содействует трудоустройству и социальной защите выпускников вузов, которые относятся к сфере их управления.
Предусмотрено создание национального агентства по обеспечению качества высшего образования. Агентство разрабатывает положение об аккредитации образовательных программ и подает его на утверждение в Минобразования, а также разрабатывает требования к уровню научной квалификации лиц, претендующих на ученые степени, разрабатывает положения об аккредитации специализированных ученых советов.
Законом определяются условия лицензирования деятельности в сфере образования и принципы студенческого самоуправления. В частности, органы студенческого самоуправления подают предложения по содержанию учебных планов и программ, вносят предложения по развитию материальной базы вузов, в том числе в вопросах, касающихся быта и отдыха студентов.
Законом, в частности, вводится автономия высшего учебного заведения. Согласно документу, автономия вуза –это самостоятельность, независимость в принятии решений по организации образовательного процесса, научных исследований, экономической и иной деятельности, самостоятельному подбору кадров в пределах установленных настоящим Законом.
Кроме того, Закон отменяет степень кандидата наук, зато вводятся такие степени высшего образования: младший бакалавр, бакалавр, магистр, доктор философии, доктор наук. При этом отмечается, что степень доктора философии присуждается специализированным высшим советом учебного заведения или научного учреждения в случае успешного выполнения соответствующей научной программы и публичной защиты диссертации. Также для получения степени доктора наук необходимо защитить диссертацию.
Законопроект предусматривает проведение аттестации лиц, получивших степень доктора философии и доктора наук. Согласно ему, аттестация осуществляется постоянно действующим или специализированным ученым советом вуза или научного учреждения, аккредитованным национальным агентством по обеспечению качества высшего образования на основании публичной защиты диссертации.
Предполагается, что диссертации лиц, получающих степень доктора философии и доктора наук, а также отзывы публикуются на сайтах соответствующих вузов. При этом отмечается, что выявление плагиата является основанием для отмены решения о защите диссертации.
Документ также запрещает взимать плату со студентов за изготовление дипломов.
Законом создается возможность для изменения состава ученого Совета. Предполагается, что по решению ученого совета в ее состав могут входить также представители организаций работодателей. При этом не менее 75 процентов состава ученого совета должны составлять научные, научно-педагогические работники высшего учебного заведения и не менее 10 процентов - выборные представители из числа студентов (курсантов).
Также закон предусматривает создание наблюдательных советов при вузах для осуществления надзора за управлением имуществом вуза, соблюдением цели его создания. Кроме этого расширяются права органов студенческого самоуправления вузов. В частности, органы студенческого самоуправления вносят предложения относительно содержания учебных планов и программ и вносят предложения по развитию материальной базы вуза, в том числе по вопросам, касающимся быта и отдыха студентов.
При этом по согласованию с органами студенческого самоуправления решается вопрос об отчислении студентов (курсантов) из высшего учебного заведения и их обновления на обучение, назначение заместителя декана, ректора.
Закон также обязывает выделять на нужды органов студенческого самоуправления не менее 0,5% поступлений вуза, полученных от основной деятельности. Также законом ограничивается пребывание одного и того же лица в должности ректора двумя сроками.
Напомним, 8 апреля 2014 года Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект № 1187-2 о высшем образовании (автор – Виктор Балога).
Законопроект разрабатывался в сотрудничестве с правительством, руководителями вузов, преподавательским составом, работодателями. Он получил поддержку в профессиональных кругах, отвечает потребностям экономики, общества, государственного управления.
К сегодняшнему голосованию законопроект был доработан.
Десять главных перемен в украинском образовании Студентам поднимут стипендии, а ректоров будут выбирать преподаватели Десять главных перемен в украинском образовании Рада приняла новый "Закон об образовании". Как изменится жизнь студентов и вузов?
Верховная Рада вчера приняла во втором чтении новый Закон «О высшем образовании» — «за» проголосовало 276 депутатов. По словам главы Комитета ВР по вопросам науки и образования Лилии Гриневич, попытки принять этот закон длились пять лет. Его главная цель — интеграция в европейское образовательное пространство. Новый закон значительно расширяет права вузов (например, они могут самостоятельно распоряжаться своими финансами), но в то же время обязывает их быть более открытыми (скажем, публиковать на своих сайтах всю финансовую отчетность, диссертации ученых). Изменятся и процедура поступления в вузы и распределение бюджетных мест — теперь вуз будет получать госфинансирование в зависимости от того, пойдут ли к нему абитуриенты.
Закон вступит в силу через месяц со дня его публикации. Но это не означает, что все сразу станет по-новому. Например, вступительная кампания, которая начнется 11 июля, пройдет по старой схеме. СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИРАВНЯЮТ К МАГИСТРАМ
После того, как новый закон вступит в силу, степени, которые присуждаются студентам, молодым ученым, академикам, в украинской системе образования будут такими же, как и во многих европейских странах. Так, исчезнет степень младшего специалиста, специалиста и кандидата наук, и отныне они будут такими: младший бакалавр (на них будут учить колледжи), бакалавр, магистр, доктор философии и доктор наук. К слову, чтобы получить диплом магистра, не исключено, что придется проходить единый государственный квалификационный экзамен —возможность его проведения прописана в новом законе, а порядок того, как он будет проходить, устанавливает Кабинет министров. Сейчас магистра получают после госэкзаменов и защиты диплома.
Те, кто сейчас учится на специалиста или собирается поступать, получат дипломы специалистов, но они будут автоматически приравнены к магистрам. То же самое и с младшими специалистами: они доучатся, и их после вступления закона в силу приравняют к младшим бакалаврам. К слову, последний раз младших специалистов и специалистов вузы наберут в 2016 году.
Кроме того, из нашего образования исчезнут такие понятия, как аккредитация вузов (будут просто университеты, институты, академии, колледжи), а также неполное, базовое и полное высшее образование, которым считались соответственно получение степени младшего специалиста, бакалавра и специалиста, магистра. Вместо этого, как во многих европейских странах, у нас внедряется трехуровневая система образования: отныне будет начальный уровень (короткий цикл) высшего образования, первый уровень — бакалаврский, второй — магистерский и третий — для будущих PhD-студентов. Также у нас еще будет научный уровень для будущих докторов наук. НАГРУЗКУ В ЧАСАХ ПЕРЕСЧИТАЮТ В КРЕДИТЫ
Новый закон облегчит иностранным вузам понимание наших степеней, учебной нагрузки, благодаря чему упростится академическая мобильность. Для этого, согласно новому закону, вводится понятие кредита ЕКТС —единицы измерения объема учебной нагрузки студента, которая используется в Болонской системе, и четко прописывается, сколько кредитов должен набрать учащийся для получения диплома (объем одного кредита ЕКТС —30 часов). Например, бакалавр должен набрать 180–240 кредитов, магистр —90–120. При этом информация о перечне предметов, оценки по ним и число кредитов ЕКТС будут указываться в приложении европейского образца к диплому.
Цена вопроса Во сколько украинцам обойдется учеба в вузах
МИНОБРАЗОВАНИЯ ПОДЕЛИТСЯ ПОЛНОМОЧИЯМИ
Реформа высшего образования предусматривает общественный контроль над качеством образования. Так, в системе образования появляется Национальное агентство по обеспечению качества образования, к которому переходит значительная часть прав и полномочий Министерства образования. Согласно закону, агентство анализирует и следит за качеством высшего образования, формирует критерии его оценки (по ним могут формироваться рейтинги вузов), аккредитует вузовские специальности, учебные программы, проводит экспертизу, на основании которой готовит вывод для МОН, давать лицензию вузу на открытие новой специальности или нет. Также при согласовании с агентством утверждаются стандарты высшего образования.
В состав агентства войдут 25 человек: два человека делегируются от Национальной академии наук и по одному — от каждой отраслевой академии наук, также будет тринадцать представителей вузов, три человека —от работодателей и еще два — из числа студентов из студенческих организаций. При этом в состав агентства не могут входить руководители НАН, вузов или их заместители, плюс — один и тот же человек не может быть в его составе больше, чем два срока (все члены избираются на три года). К слову, первый состав агентства должен сформироваться на протяжении трех месяцев с момента вступления закона в силу, а все члены первого состава избираются на 2–4 года. ДИССЕРТАЦИИ И ДИПЛОМЫ ВЫЛОЖАТ В СЕТЬ
Отныне многие процессы в образовании станут прозрачными. Например, один из них — аттестация магистров, будущих докторов философии и докторов. Согласно закону, защиты их работ должны проходить открыто и гласно, то есть на них может поприсутствовать любой человек. При этом присутствующие на аттестации могут свободно записывать или снимать на видео весь процесс, а сами диссертации с отзывами оппонентов должны публиковаться на веб-сайтах вузов (один из способов борьбы с плагиатом и псевдоучеными).
Обяжут работать более прозрачно и вузы. В частности, закон требует от администрации учебных заведений публиковать на сайте университета бюджеты и их проекты, информацию об имуществе учреждения, проведение тендеров, штатное расписание, финансовые отчеты, отчеты об использовании и поступлении средств, сметы на текущий год и т. д. Также отныне любая передача собственности вузов, бюджет должны обсуждаться на сборах трудового коллектива вуза.
Очередная новинка — вузы должны будут внедрить у себя внутренний мониторинг качества образования и ежегодно публиковать на своих сайтах его результаты (с оценками своих студентов, преподавателей и других научно-педагогических кадров). То есть абитуриенты, студенты других вузов и работодатели смогут их увидеть, сделав определенные выводы. Разработчики закона уверены, что это будет стимулировать вузы повышать качество своих услуг.
Еще одно нововведение — теперь каждый человек через сайт МОН сможет посмотреть, есть ли у вуза лицензия, сертификаты об аккредитации, а также проверить подлинность диплома о высшем образовании. Все это будет возможно благодаря данным из Единой государственной электронной базы по вопросам образования, которая будет включать в себя Реестр высших учебных заведений (открыт для всех), Реестр документов о высшем образовании (ограниченный доступ, но он позволит проверить подлинность диплома) и Реестр сертификатов ВНО (доступ во время вступительной кампании).
Как за границей Особенности учебы в лучших вузах мира
ВУЗЫ СТАНУТ АВТОНОМНЫМИ
Новый закон во многом развязывает руки университетам, делая их автономными и независимыми. Так, вузы смогут самостоятельно разрабатывать и внедрять образовательные, научные программы, специализации, основывать на своей базе научные парки, предприятия, которые занимаются научной или инновационной деятельностью (например, стартапы, бизнес-инкубаторы и т. д.). Кроме всего, что касается образовательной и научной деятельности, учебные заведения будут свободны и в финансовой деятельности. Так, у вузов появляется право самостоятельно распоряжаться своими доходами (при этом деньги, полученные от платы за учебу, не могут быть изъяты в доход государственного и местных бюджетов), открывать текущие и депозитные счета в банке, брать кредиты. Стоит отметить, что закон предусматривает дополнительные привилегии для университетов со статусом национальных и исследовательских. Например, право на приоритетное финансирование из госбюджета, возможность перераспределять места госбюджета в рамках одной области знаний, но не больше 5% от всего количества бюджетных мест.
Но в то же время вместе с автономией предусмотрен и контроль над деятельностью вузов. Как уже было сказано выше, все документы о своих финансах, имуществе вузы обязаны публиковать на своих сайтах, чтобы общественность могла контролировать их, плюс — они обязаны создать внутреннюю систему обеспечения качества образования. К тому же избирать ректора в вузе будут каждые пять лет (в старом законе — 5–7 лет в зависимости от того, имеет вуз статус национального или нет). Изменится и процедура его избрания: теперь его будут избирать на прямых выборах все преподаватели и представители от студентов (в старом законе процедура избрания четко прописана не была). А с тем, кто набрал больше 50%, и подпишут контракт.
Закон упрощает и академическую мобильность. Так, в нем сказано, что университеты принимают окончательное решение о признании иностранных дипломов и степеней во время приема на учебу или работу (раньше нужно было проходить процедуру нострификации через МОН, которая могла затянуться на годы, а иногда выпускнику или профессору из зарубежного вуза вообще предлагали пройти повторную защиту). Благодаря этому университеты смогут беспроблемно приглашать зарубежных преподавателей, внедрять гостевые курсы, плюс — это позволит платить иностранным профессорам соответствующие их научному уровню зарплаты. БЮДЖЕТНЫЕ МЕСТА БУДУТ РАСПРЕДЕЛЯТЬСЯ ПО-НОВОМУ
Количество бюджетных мест остается прежним — их должно быть не меньше чем 51% от всего количества выпускников. Однако процедура их распределения будет несколько иная. Так, до 1 января 2016 года 80% от общего числа бюджетных мест для бакалавров будет распределяться на основании показателей прошлого года и предложений университетов, остальные 20% — по итогам подачи заявлений во время вступительной кампании, в зависимости от того, куда пойдут абитуриенты с хорошими результатами ВНО. При этом на бесплатные места может рассчитывать даже частный вуз.
С 1 января 2016 года процедура будет такой: свои заявления о поступлении абитуриенты должны будут подавать не в вуз, а в УЦОКО. Там они будут указывать специальности, куда хотели бы поступить, и вузы, выставив их в приоритетном порядке. По результатам ВНО будет формироваться всеобщий рейтинг абитуриентов по каждой из специальностей, и на его основании они и будут распределяться по выбранным вузам на места госбюджета. И если абитуриент поступит, вуз получит финансирование. Скажем, госзаказ на юристов - 1000 мест, а эту специальность хотят получить 5000 человек. В зависимости от того, в какие вузы пойдут те, кто проходит по результатам ВНО на бюджет, в тот вуз и пойдут госденьги.
Для льготников на каждой специальности будет выделяться не больше 5% бюджетных мест. В ВУЗ – ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ВНО
Наконец-то четко закрепляется, что в вуз на первый курс можно поступить только по сертификатам ВНО, сдав внешнее независимое тестирование (выпускники колледжей, будущие магистры, доктора философии поступают по вступительным экзаменам). Как и прежде, конкурсный балл абитуриента будет суммой баллов сертификатов ВНО, среднего балла аттестата, результатов творческого конкурса (в случае, если его надо сдавать) и дополнительных баллов за достижения в учебе (например, за победу на всеукраинском этапе олимпиад, конкурса Малой академии наук или успешное окончание подготовительных курсов), но теперь они будут умножаться на весовый коэффициент. «Вес» каждого сертификата должен быть не менее 20% конкурсного балла, среднего балла аттестата — до 10%, балла за творческий конкурс — не больше 50%, а вес дополнительных баллов — до 5%.
То, сколько будет «весить» при поступлении каждый из этих результатов, будут решать сами вузы и публиковать эти данные в своих правилах приема (к слову, закон обязывает вузы публиковать их ежегодно не позже 15 октября).
Полезная информация Как абитуриентам Донбасса поступать в вузы
ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ СНИЗЯТ НАГРУЗКУ
Учебная нагрузка преподавателей значительно сократится. Максимальная нагрузка на одну ставку не может превышать 600 часов в год (в старом законе — 720–900 часов, что как минимум вдвое больше, чем в европейских вузах), это позволит педагогам иметь больше времени на научную деятельность, собственное развитие и улучшение своих учебных курсов. При этом, как сказано в законе, сокращение нагрузки преподавателей не является основанием для увеличения штатных единиц, то есть их количества.
Также, согласно новому закону, студенты смогут выбирать не меньше чем 25% учебных курсов (в старом была только упомянута возможность выбора дисциплин). Более того, по согласованию с руководителем факультета они могут выбрать те курсы, которые предлагаются для других уровней образования. Проще говоря, например, бакалавры смогут выбрать курсы для магистров. СТИПЕНДИИ – КАК ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ
Согласно закону, минимальная стипендия не может быть меньше, чем прожиточный минимум (для сравнения: сейчас размер стипендии — 730–830 гривен, прожиточный минимум — 1218 гривен). При этом ее размер будет повышаться поэтапно — до 1 января 2015 года Кабинет министров определит сроки, когда и как это будет происходить.
Также стоит отметить, что стипендии будут выплачиваться не менее чем двум третьим студентов каждого курса по каждой специальности (кроме студентов-бюджетников первого семестра первого курса — им всем без исключения выплачивается минимальная стипендия). То есть стипендию получит большее число студентов.
Интересно Обзор летних курсов для детей и взрослых
ЗА ПЛАГИАТ НАКАЖУТ
Особое внимание в законе уделяется борьбе с научным плагиатом в работах выпускников, будущих докторов философии и докторов наук (в старом законе о плагиате вообще не было ни слова). Согласно новому закону, каждый вуз должен разработать свою систему выявления и борьбы с ним. Тех, в чьих работах выявят плагиат, будут наказывать лишением научной степени. Эта норма касается как тех, кто собирается защищаться, так и тех, кто уже защитился и получил степень. Пострадают из-за плагиата и другие участники процесса. Например, научный руководитель, оппоненты, которые дали положительные отзывы о работе, и глава специализированного ученого совета, перед которым защищалась диссертация, лишаются права участвовать в его работе на два года. А вуз, в свою очередь, на год лишается аккредитации постоянно действующего ученого совета плюс лишается права создавать разовые ученые советы. МНЕНИЯ «Закон поможет снизить коррупцию»
«Хорошо, что в системе образования появится независимый орган, который будет мониторить деятельность вузов, — говорит координатор «Студенческой защиты» Андрей Черных. — Это поможет снизить уровень коррупции. Хорошо, что в законе вспомнили о прохождении практики студентами на предприятиях. Последние обязаны создать условия для практиканта, а государство должно экономически поддержать работодателя. Хотелось, чтобы было четко прописано, как именно, например, через налоговые льготы.
Если говорить о недостатках, то мне кажется неправильным присваивать статус национального частному вузу, давать ему бюджетные места. Все-таки там учится не так много абитуриентов, а качество образования нелучшее. То, что сохранили возможность для выпускников колледжей поступать в вуз по экзаменам, тоже неправильно. Нередко через такую схему протягивают в вуз «своих». «Ответственность вузов нужно прописать подробнее»
«Один из самых главных плюсов закона — расширение автономии вузов, —считает ректор Львовской политехники Юрий Бобало. — То, что вуз сможет самостоятельно распоряжаться своим доходом, даст мощный толчок для его развития. Ведь сейчас любая покупка, финансовая операция вуза тормозится Казначейством. Право признавать зарубежные степени, дипломы значительно упростит сотрудничество с иностранными вузами. Также считаю более справедливой новую схему распределения бюджетных мест.
С другой стороны, наивно было бы думать, что после того, как закон вступит в силу, ситуация сразу же улучшится. Ведь люди в системе образования остались те же, с тем же менталитетом. К примеру, пройдет пару лет, пока Нацагентство заработает так, как следует. Чтобы закон принес плоды, МОН должно предпринять еще ряд действий, которые обеспечили бы его выполнение. Например, стоит еще более подробно прописать ответственность вузов за свою деятельность, ведь у них теперь значительные права. Нужна и более прозрачная процедура поступления для тех, кто поступает из колледжа на 2–3-й курс вуза. Так, можно внедрить для этих ребят ВНО или любой другой независимый экзамен. Еще лучше, если бы тесты были онлайн, чтобы исключить человеческий фактор, и проводился мониторинг успеваемости поступающих из колледжей».