От И.Т. Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 08.12.2013 01:45:13 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Компромисс; Культура; Война и мир; Версия для печати

Состояние и перспективы реформирования российской науки. Доклад ЦУПа

http://problemanalysis.ru/public/public_833.html

Научный доклад Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования (ЦУП)

Доклад подготовлен С.Г.Кара-Мурзой

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ. НАУЧНЫЙ ДОКЛАД ЦЕНТРА
27.11.2013

CОДЕРЖАНИЕ

1. Введение ........................................................................................... 4
2. Приоритетные функции науки в кризисный период ............. 8
3. Качества научной системы, которую подвергли реформе..14
4. Доктрина реформы науки России в 1990-е годы ................. 28
5. Результаты реализации принятой доктрины реформы .... 35
6. Об индикаторах и критериях эффективности ........................ 48
7. Приоритеты научной политики в условиях перехода
от сырьевого к инновационному типу экономики:
общие соображения ..................................................................... 54
8. Заключение...................................................................................... 62

Загрузить доклад (.pdf) http://li.ru/go?problemanalysis.ru/doklad/2013/publicazia/Doklad_centr_2.pdf

Наука — особый способ познания мира и человека, мышления и объяснения — зародилась на Западе. Там в ХVII–ХVIII веках произошла научная революция как часть системы сдвигов, включавших в себя Реформацию, индустриальную и буржуазные революции. Западное общество Нового времени (модерн) возникло как новая цивилизация, и одним из столпов, на которых она стояла, была наука. Можно сказать, что наука была одной из ипостасей этого общества, она «пропитывала» все его поры.

Наука возникла в специфических условиях Западной Европы, и ее трансплантация в незападных культурах и традиционных обществах — одна из самых сложных проблем модернизации. Россия была первой в мире незападной страной, совершившей перенос западной науки на свою культурную почву. Укореняясь в России, наука стала частью ее собственной культуры, не потеряв при этом своей основы — научного метода, особенного взгляда на мир и на объект познания. В России она не размывалась при взаимодействии с другими формами знания.

Особенностью русской науки стало сохранение в ее мировоззренческой матрице, наряду с ньютоновской картиной мироздания, космического чувства. На Западе научная революция, почти слившись по времени с Реформацией, произвела десакрализацию мира, представив его как холодное и бездуш ное пространство. А в СССР квазирелигиозная утопия космизма соединилась с нормальной рациональной наукой, объединяя такие разные культурные типы, как Э.К.Циолковский и академик С.П.Королев.

Находясь на периферии западного научного сообщества, русские ученые не испытывали той идеологической цензуры механицизма, которая довлела в «метрополии». По словам И.Пригожина, догма равновесности механических систем в западной науке подавляла интерес к нестабильности и неравновесным состояниям. В России же сложились сильные научные школы, изучавшие нелинейные процессы, переходы «порядок–хаос», цепные процессы и т. п. Можно сказать, что научная картина мира и нашей науки уже в начале ХХ века включала в себя неклассические научные представления. Это замечание напоминает, что реформирование и перестройка российской науки по западным шаблонам — исключительно рискованная операция.

Наука — часть культуры, причем достаточно технизированная часть, принадлежащая и к духовной сфере, и к техносфере. Такие системы становятся матрицами, на которых воспроизводится данное общество. Переплетаясь друг с другом, они «держат» страну и культуру и задают то пространство, в котором страна существует и развивается. Складываясь исторически, а не логически, эти матрицы обладают большой инерцией, так что замена их на другие, даже очевидно лучшие, всегда требует больших затрат и непредвиденных потерь.

Россия не просто страна, но и одна из крупных цивилизаций. Когда поток знаний из мировой науки будет поступать в Россию, минуя «фильтр» собственной науки, которая увязывает эти знания с реальностью России, станут быстро размываться наши цивилизационные контуры.

Разработка новой доктрины реформирования науки наталкивается на необходимость подвести итог реформам в целом и сформулировать принципы научной политики государства на предстоящий период. Это – сложные комплексные задачи фундаментального характера. От них не уйти.