Научный доклад Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования (ЦУП)
Доклад подготовлен С.Г.Кара-Мурзой
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ. НАУЧНЫЙ ДОКЛАД ЦЕНТРА
27.11.2013
CОДЕРЖАНИЕ
1. Введение ........................................................................................... 4
2. Приоритетные функции науки в кризисный период ............. 8
3. Качества научной системы, которую подвергли реформе..14
4. Доктрина реформы науки России в 1990-е годы ................. 28
5. Результаты реализации принятой доктрины реформы .... 35
6. Об индикаторах и критериях эффективности ........................ 48
7. Приоритеты научной политики в условиях перехода
от сырьевого к инновационному типу экономики:
общие соображения ..................................................................... 54
8. Заключение...................................................................................... 62
Наука — особый способ познания мира и человека, мышления и объяснения — зародилась на Западе. Там в ХVII–ХVIII веках произошла научная революция как часть системы сдвигов, включавших в себя Реформацию, индустриальную и буржуазные революции. Западное общество Нового времени (модерн) возникло как новая цивилизация, и одним из столпов, на которых она стояла, была наука. Можно сказать, что наука была одной из ипостасей этого общества, она «пропитывала» все его поры.
Наука возникла в специфических условиях Западной Европы, и ее трансплантация в незападных культурах и традиционных обществах — одна из самых сложных проблем модернизации. Россия была первой в мире незападной страной, совершившей перенос западной науки на свою культурную почву. Укореняясь в России, наука стала частью ее собственной культуры, не потеряв при этом своей основы — научного метода, особенного взгляда на мир и на объект познания. В России она не размывалась при взаимодействии с другими формами знания.
Особенностью русской науки стало сохранение в ее мировоззренческой матрице, наряду с ньютоновской картиной мироздания, космического чувства. На Западе научная революция, почти слившись по времени с Реформацией, произвела десакрализацию мира, представив его как холодное и бездуш ное пространство. А в СССР квазирелигиозная утопия космизма соединилась с нормальной рациональной наукой, объединяя такие разные культурные типы, как Э.К.Циолковский и академик С.П.Королев.
Находясь на периферии западного научного сообщества, русские ученые не испытывали той идеологической цензуры механицизма, которая довлела в «метрополии». По словам И.Пригожина, догма равновесности механических систем в западной науке подавляла интерес к нестабильности и неравновесным состояниям. В России же сложились сильные научные школы, изучавшие нелинейные процессы, переходы «порядок–хаос», цепные процессы и т. п. Можно сказать, что научная картина мира и нашей науки уже в начале ХХ века включала в себя неклассические научные представления. Это замечание напоминает, что реформирование и перестройка российской науки по западным шаблонам — исключительно рискованная операция.
Наука — часть культуры, причем достаточно технизированная часть, принадлежащая и к духовной сфере, и к техносфере. Такие системы становятся матрицами, на которых воспроизводится данное общество. Переплетаясь друг с другом, они «держат» страну и культуру и задают то пространство, в котором страна существует и развивается. Складываясь исторически, а не логически, эти матрицы обладают большой инерцией, так что замена их на другие, даже очевидно лучшие, всегда требует больших затрат и непредвиденных потерь.
Россия не просто страна, но и одна из крупных цивилизаций. Когда поток знаний из мировой науки будет поступать в Россию, минуя «фильтр» собственной науки, которая увязывает эти знания с реальностью России, станут быстро размываться наши цивилизационные контуры.
Разработка новой доктрины реформирования науки наталкивается на необходимость подвести итог реформам в целом и сформулировать принципы научной политики государства на предстоящий период. Это – сложные комплексные задачи фундаментального характера. От них не уйти.
"объединяя такие разные культурные типы, как Э.К.Циолковский и академик С.П.Королев."
Отличные примеры.
Вот цитата из Циолковского
«Дети избранных, достигшие совершеннолетия, помещаются в основные общества. Там они своими заслугами и качествами могут возвышаться и переходить в высшие общества, насколько хватит сил и таланта. Иногда они снова достигают родителей, а иногда и подымаются выше их. Браки возможны только между членами обществ одного класса, например, женщина третьего класса не может выйти замуж за мужчину второго класса. Цель - улучшение пород на основании явлений наследственности. Этот закон можно облегчить, допустив браки для близких классов. Например, третьим и четвертым, первым и вторым».
У Циолковского и покруче рассуждения есть.
А вот из биографии КОролева:
1. арест в 1938, Зачисление в списки кандидатов на расстрел
2.1939 - работа на приисках Колымы
3. 1940 год приговорен к 8 гоадм заключения
4.1944 освобожден из тюрьмы
5. реабилитирован тольк в 1957 году, то есть ходил под статье еще 13 лет после "освобождения"
> «Дети избранных, достигшие совершеннолетия, помещаются в основные общества. Там они своими заслугами и качествами могут возвышаться и переходить в высшие общества, насколько хватит сил и таланта. Иногда они снова достигают родителей, а иногда и подымаются выше их. Браки возможны только между членами обществ одного класса, например, женщина третьего класса не может выйти замуж за мужчину второго класса. Цель - улучшение пород на основании явлений наследственности. Этот закон можно облегчить, допустив браки для близких классов. Например, третьим и четвертым, первым и вторым».
>Это и есть советская наука?
Нет, это рассуждение физика и инженера о тех областях, в которых он - профан. Советская наука - это ракета Р-7 и первый в мире космонавт. А то, что вы привели тут - это сахаровщина. Что там Сахаров об общественном устройстве мычал? Аж пальцы на ногах от стыда за человека подгибаются. А поди ж ты - термоядерную бомбу делал.
Так что, Сахаров за свои идиотизмы в обществоведении перестал быть талантливым физиком? А?