>Так же и сейчас - с одной стороны Россия имеет интересы в Азербайджане и Турции, а с другой хочет иметь Армению среди союзников. Но хочет очень своеобразно - с криками "А куда вы нафиг от нас денетесь". Именно из-за такой политики процент антирусски ориентированных людей в Армении непрерывно растёт - какая разница где умирать, если для РФ Армения лишь топливо, которое надо сжечь ? Именно из-за Карабахского вопроса всеми тремя соучредителями ЕАС тормозится вхождение в этот союз. Если это понятно в случае Казахстана, открыто провозгласившего политику пантюркизма в качестве государственной, и если поведение Батьки можно списать на геополитическую незрелость, то позиция России, силой заставившая поменять геополитическую ориентацию армянских элит ничего кроме оторопи вызвать не может. Но таковы сегодняшние реалии - Россия из-за всех сил тянет Армению в максимально близкую зону своего влияния и одновременно из-за всех сил отталкивает, кивая на Карабах и позицию Армении относительно государственного языка страны, в которой 95 % населения армяне. Очевидно ведь, что никаких изменений позиции Армении ни относительно Карабаха ни относительно языка не будет.
Формального присоединения Еревана к компании Москвы, Астаны и Минска не получилось. Ни Лукашенко, ни Назарбаеву не нужен был новый член союза, который всегда будет согласен с Россией. В ходе интриги Назарбаев заметил, что не стоит нервировать коллегу из Баку, и если Армения желает интегрироваться с Евразией, она должна это делать без Карабаха.
Другими словами, на весьма условной границе между Арменией и Карабахом должен появиться формальный разделительный столб. Пограничная будка. «Это невозможно», — говорят и в Карабахе, и в Армении.
«Никакой будки не будет», — сказал мне человек из армянских дипломатических кругов тоном человека, который уже что-то знает, просто пока просит поверить ему на слово. Проект закрыт? Лукавая улыбка. «Тоже нет...»
.....
По-прежнему все одновременно, и ничего не становится ничему антагонистичным. С одной стороны, ветеран карабахской войны, со значением глядя мне в глаза, попросил: «Ты в Москве передай, что мы уже готовы выдвинуться» — «Куда?» — «В Донецк». — «Зачем?» — «Россию защищать...» И мнение, что в Киеве засела хунта, победил фашизм, но он будет разбит, выглядит если не доминирующим, то естественным, как августовское пекло. И потому отбить атаку «турок» — почти победить Вашингтон и лично предателя армянского народа министра внутренних дел Украины Арсена Авакова.
С другой стороны, без всяких обиняков и в степанакертских, и в ереванских кабинетах уже проговаривается, что 3 сентября прошлого года для России может быть вполне Пирровой победой над Арменией. И что если в Москве считают нормальным, когда завхоз российского посольства без доклада врывается в любой мидовский кабинет, то зря они это делают. И что даже историческому союзнику надо думать, прежде чем посылать в Ереван своего главного пропагандиста, возмущенного тем, что ереванские таксисты не говорят по-русски. «При этом мы точно знаем, что ездил он по Еревану не на такси, а на "Хаммере"», — добавил армянский коллега.
.....
«Я спрашивал у самых обычных армян, не кажется ли им, что с Донецкой народной республикой Россия ведет себя примерно так же, как вела себя с турецкими армянами в 1915 году, — рассказывает бывший министр безопасности Армении Давид Шахназарян. — Она пробудила в них ненависть к туркам, подняла на борьбу, а потом, грубо говоря, кинула. Никого это сравнение не покоробило».
О том, что Россия за 1915 год несет свою долю ответственности, в Армении знали всегда, просто это не мешало расставлять комфортно приоритеты, особенно с учетом того, что частные трансферы из России сопоставимы с частью ВВП. Теперь приходится эту интеллектуальную раздвоенность формулировать. Это лучше всех сделал мой старый друг, давно изучавший особенности ненависти к туркам у тех, кто спокойно ходит в турецком трикотаже и отдыхает в Анталии: «Представление о том, что Россия нас использует, — вещь общепринятая, всем понятная и несомненная. Это точка отсчета, а дальше расхождение. Традиционалисты говорят, что даже в этом случае лучше приспособиться к России, потому что это защита от турок, либералы говорят, что это бред». Спор продолжается.