От K Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 14.07.2014 19:38:20 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Кто нами правит

http://www.apn-spb.ru/publications/article17475.htm

Вертикалью по вертолётам - 17

Обещая, что разрыв военно-технических связей с Украиной не повлияет на
оборонное производство в России, вице-премьер Дмитрий Рогозин в очередной
раз лжёт
Владимиру Путину постоянно врут. К этому привыкли все, потому, как врут ему
не только кулуарно, но и перед телекамерами. Это враньё регулярно показывают
в новостях, так, что вся страна, уже ничему не удивляется. Да и сам Путин,
видимо, давно освоившийся жить в ложном виртуальном мире и сам с
удовольствием привирающий, вполне удовлетворён байками придворных лгунишек,
типа курирующего оборонку вице-премьера Дмитрия Рогозина.

Недавно вся страна имела возможность смотреть и читать очередную партию
рогозинского вранья, вызванную решением Украины прервать сотрудничество с
Россией в военно-технической сфере. Сказать, что это решение крайне
неприятное для российской оборонки, - это просто ничего не сказать. На самом
деле, разрыв технического сотрудничества с Украиной однозначно вводит
некоторые направления российского военного производства в штопор. Именно
поэтому на протяжении последних лет, предопределяя такое развитие ситуации,
много говорилось о программах по так называемому <импортозамещанию>. Как
показала нынешняя ситуация, это были только разговоры, а практически ничего
так и не было сделано.

В Кремле явно считали более перспективным вкладывать миллиарды в режим
Януковича. Но сейчас он сбежал, миллиарды пропали, и путинской команде
только и остаётся делать хорошую мину при плохой игре, убеждая
народонаселение, что всё идёт по плану. Вот и Рогозин с подачи министра
промышленности и торговли Дениса Мантурова уверенно врёт, утверждая, что в
связи с решением Украины о прекращении военно-технического сотрудничества с
Россией проблем с военным производством у нас не будет, хотя реально они уже
начались.

Взять хотя бы вертолётные двигатели. Известно, что абсолютно все российские
вертолёты среднего класса комплектуются базовыми двигателями семейства
ТВ3-117, которые серийно выпускает запорожский завод. Всё время своей
бесполезной деятельности на посту министра промышленности Денис Мантуров
пытался создать серийное производство этих двигателей в России. Сначала он
просто хотел прикупить украинский завод, проворачивая сделку по отработанной
в России схеме, то есть - купить актив дёшево на промежуточную компанию и
потом вдуть его втридорого российскому бюджету. Однако на Украине российский
административный ресурс для такого <государственного рейдерства> не работал,
а платить нормальные деньги, без необходимого попила, было никак не
возможно.

Решили строить свой завод, но, несмотря на все положенные откаты, получилось
надувательство, и на сегодняшний день стопроцентное импортозамещение в деле
создания вертолётных двигателей решено исключительно в вопросе выписывания
формуляров. Практически всё остальное украинское. Механизм работает примерно
так: ОАО <Климов> покупает у запорожского завода комплектацию и проводит
отвёрточную сборку двигателя уже у себя, после этого <гоняет> его на стенде
и выписывает российский формуляр. Все пятьдесят двигателей, о которых
докладывали Путину, собраны именно по такой вот схеме, и <российские>
двигатели, по-прежнему полностью зависят от украинских деталей. Не поступят
они - двигатели не появятся, как например украинский двигатель Д-136 для
вертолёта Ми-26, обещанного Путиным китайцам.

Что касается также изначально производящегося на Украине, а теперь якобы
российского двигателя ВК-2500, то российским он является условно.
Принципиально это лишь модификация двигателя ТВ3-117ВМА семейства двигателей
ТВ3-117, выпускавшийся в СССР с 1986 года (а его прототип - с 1972 года), с
небольшими доработками. Серийный двигателестроительный завод ОАО <Мотор-Сич>
выпустил более 30 000 двигателей этого типа, его технологии отлажены и
оптимизированы до предела, производство создавалось в условиях
неограниченного финансирования Советским Союзом. Не было проблем с
материалами и кадрами.

В 2005 году в России принимается решение запустить производство этого
двигателя на базе кооперации предприятий ОАО <ММП им.В.В.Чернышова>, тогда
ещё ФГУП <Завод им. В.Я.Климова>, и петербургского ОАО <Красный Октябрь>. В
дальнейшем, после создания Мантуровым двигательного колхоза - Объединённой
двигательной корпорации, завод Чернышова было решено уничтожить в угоду
домостроительным проектам, которые могут быть с успехом реализованы на его
территории. Программа оказалась полностью проваленной.

Только 30 апреля 2014 года московский завод <Салют> приступил к организации
производства узлов вертолётного двигателя ВК-2500. Нужно понимать, что в
двигателе ВК-2500 примерно 2000 деталей разной степени сложности. Крупный
серийный двигателестроительный завод с большим штатом технологов, даже если
бросит все остальные работы, сможет делать технологическую подготовку
примерно на 100 деталей в месяц. То есть, даже такому крупному предприятию,
как московский завод <Салют>, с налаженной работой технологических служб,
потребуется не менее двух лет, бросив все остальные работы, чтобы только
подготовить бумаги на освоение производства. А это ещё не производство. Как
развернуть серийное производство двигателя ВК-2500 в России, в условиях
тотального дефицита кадров, совершенно непонятно, и начало производства
двигателей в 2016 году, как обещает Минпромторг, более чем сомнительно. Пока
же произведённых в России из украинской комплектации 50 двигателей с горем
пополам хватит для производства только 25 вертолётов, и это если не считать
необходимости замены выработавших назначенный ресурс уже находящихся в
эксплуатации моторов. Даже если мантуровское ОДК каким-то чудом достигнет
объёмов выпуска 300-320 двигателей, как говорит Рогозин, это позволит
произвести не более 150 - 160 вертолётов в год. Опять же это если не считать
необходимости плановой замены выработавших ресурсы двигателей на имеющемся
вертолётном парке.

ОАО <Вертолёты России> рапортовало об изготовлении в 2013 году 303
вертолётов, а в планах Минпромторга на 2014 годы выпустить вертолётов не
менее чем в прошлом, то есть более 300 штук. То есть потребность в
двигателях составит только по новому производству более 600 двигателей на
2014-й год, при официально заявленной возможности производства 50 штук. Если
кто не понимает, то это уже катастрофа! Если украинская хунта будет
последовательна в своих решениях, то производство вертолётов в России просто
встанет, поскольку, как должно быть известно даже Мантурову, вертолёты без
двигателей не летают.

Ну, а пока этот прискорбный факт не дошёл до Путина, Мантуров на пару с
Рогозиным продолжат вдохновенно пудрить ему мозги. Чтобы попилить и освоить
очередные 20 млрд. рублей они придумали <инновацию> - создание кластера, в
который торжественно переименовывается ОАО <Ростовский вертолётный завод> На
этом заводе до сих буксует сожравшая уйму денег программа по модернизации
вертолётов Ми-2, и теперь президента убеждают, что ежели обозвать завод
кластером, дело сразу сдвинется. Особенно если создать при этом кластере
<филиал вертолётной академии>.

Это уже полная шизофрения, сравнимая с модным в 90-е годы массовым
переименованием институтов в университеты, а ПТУ - в колледжи. Ничего
хорошего эти переименования не дали, как и создание Мантуровым <Центра
российского вертолётостроения>. (Точнее, строительство им дома за московской
кольцевой автодорогой, куда согнаны работники Московского вертолётного
завода и сейчас сгоняется персонал ОАО <Камов>). Новые модели вертолётов от
этого в стране так и не появились, зато граждане, которых мы прекрасно
знаем, изрядно нажились на строительстве и сдаче в аренду освободившихся
территорий внутри кольцевой. Нет никаких сомнений, что на переименовании ОАО
<Роствертол> в <кластер> они заработают ещё больше.

Алексей Рафалович