От Мак Ответить на сообщение
К Мак Ответить по почте
Дата 06.09.2013 17:58:57 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Компромисс; Культура; Война и мир; Версия для печати

В.Пудалов. 2.3. Потемкинская деревня госпрограмм научных исследований (ФЦП)

http://polit.ru/article/2013/09/05/poudalov_ras/

В.Пудалов.

3) Потемкинская деревня госпрограмм научных исследований, в частности, только что закончившейся ФЦП с ее формальными показателями (количество защит, количество молодых, количество статей и т.д.). Как считать эти статьи, каково их качество – не важно, ФЦП предполагает, что все показатели должны расти. Например, 10 студентов заканчивают вуз и 10 из них участвует в научной работе в рамках ФЦП – значит, достигнут запланированный показатель 10. Даже если все 10 студентов после защиты дипломов уходят в торговлю – не важно, они уже внесли вклад в рост показателя.

ФЦП с ее фальшивыми конкурсами, абсурдными критериями и курам-на-смех результатами не ругал только ленивый. Напомню лишь, что коли ученый выигрывал конкурс и выполнял исследования, то он был обязан писать по два раза в год отчеты толщиной не менее 100 стр. Кто их читал, и кому они нужны – понятно, что никто и никому.

Все реальные результаты опубликованы в статьях в научных журналах. НО чиновник не хочет брать на себя ответственность оценивать содержание работы, он не настолько квалифицирован, чтобы понять статью. Он за большие деньги (все честно, все по конкурсу) привлекает контролирующую организацию-монитор, и организацию-куратор, мимо штата Дирекции Программ ФЦП, которые не покладая рук проверяют, напечатан ли отчет по ГОСТ правильным шрифтом и с правильными полями. И чтобы слово «рисунок» ни в коем разе не применялось в сокращении и – упаси Боже – с точкой. НЕ по ГОСТУ и переделывай!

К отчету прилагаются не менее полутора десятков документов, нотариально доказывающих, что ты не верблюд и т.п. И чтобы все документы были по ГОСТу! А как же иначе, ведь кому надо уже заплачено за разработку регламента на научную отчетную документацию. Теперь надо исполнение регламента контролировать. Чиновник с себя снял ответственность, отгородившись регламентами.

Интересно, ведь находясь на госслужбе чиновник имеет огромные льготы и приличную зарплату, так неужели г-н министр не может найти компетентных сотрудников, заставить своих подчиненных принимать решения и нести за них ответственность? Или на службу к действующей власти идут только троечники?

Однако вернемся к научному сотруднику. Рутинная работа по составлению отчетной документации требует около 30 человеко-дней труда квалифицированного научного сотрудника. После такого труда надо бы исполнителя посылать на заслуженный отдых и восстановление нервной системы, ведь научный сотрудник не может как автомат – щелк и переключиться с рутинной на научную работу. Ан нет, это не конец, регламент часто меняется, как и состав аппарата МОН. Следовательно, сопроводительные документы, пока вы их писали, уже устарели по форме и их надо перепечатывать.

Вот вам снова снижение эффективности труда научного сотрудника за счет излишней бюрократизации. Кто в ней виноват? Тот же самый руководящий аппарат МОН, который чтобы не брать на себя ответственность, придумал Регламент, контролеров, мониторов. Те, поднатужились, и за немалые деньги разработали эту неповоротливую машину отчетности. Все в порядке, у нас все делается по КАК БЫ объективным правилам.