(1) Недружественный (даже враждебный) порядок финансирования и финансовых расчетов, препятствующий нормальной научной работе.
Если западный ученый получает средства на проведение исследований на очередной год в январе или просто использует оставшиеся от предыдущего года средства переходящие на новый год, то наш – получает первые деньги в июне-июле (от РФФИ и РАН). У нас же средства не переносятся на следующий год: если они остались, то это называется прибылью со всеми вытекающими последствиями. Полгода уже прошло без денег, вот вам и снижение скорости работы вдвое.
Средства же от МОН приходят к концу года, т.е. когда надо отчитываться о результатах, а не начинать исследование. Тут уже не до эффективности и не до исследований, а отчет надо писать. В 2013 году, например, средства по программе исследований Научно-образовательными центрами (НОЦ) до сих пор еще не поступили.
Кстати, эти средства нужны также и на выплату надбавок к стипендиям участвующим в исследованиях студентам и аспирантам. Напомню, что их гос. стипендии не хватит даже на проезд к месту работы, не говоря уже о пропитании. Что же им делать до июля или ноября? Приходится подрабатывать, отвлекаясь от науки. Этот фактор снижения эффективности прямо таки заложен создателями существующей системы. Хорошо, если за это время студенты и аспиранты не убегут из науки. Кто ответит за этот беспредел?
Западный ученый тратит на заказ необходимых материалов или запчастей 15 минут (звонок по телефону, электронное письмо или сообщение по Интернету с указанием номера кредитки). Как правило, заказанный материал доставляется через 1-2 дня. У нашего – это занимает МЕСЯЦЫ (если материал производится в России): неоднократно перепечатываются документы согласно меняющимся правилам.
А если, как и бывает чаще всего, материал производится в другой стране, то время приобретения рутинных, серийно выпускаемых материалов достигает полугода – года! Вот вам снижение эффективности еще в несколько раз. Из-за непоступления денег, исследования по программам НОЦ просто сорваны в 2013г. трудами Минобрнауки.
Кто виноват? Трудами чиновников из правительства, Минфина и др. изобретена не имеющая аналогов в мире неповоротливая машина прохождения платежных документов и отчетности, с многоступенчатым контролем (банк-казначейство) и проверками. Суть ее в том, что каждый чиновник в этой системе ни за что не отвечает, а действует по правилам, т.е. «КАК БЫ» работает, снимая с себя ответственность. В отношении адресатов финансирования – научных сотрудников – действует презумпция виновности, правила придуманы для того, чтобы научные сотрудники «не воровали государственные средства».
Возможно, чиновники на своем примере судят обо всех людях. Во всяком случае, у чиновников из МОН отсутствует заинтересованность в создании нормальных условий ученым для научной работы и в ее ускорении, или же отсутствует умение, в обоих случаях выходит, что они, по-видимому, не компетентны. Короче, это называется, «КАК БЫ финансируем и КАК БЫ развиваем науку».
А Комитет по науке Госдумы, наверное, не читал Налоговый кодекс, в котором приобретение научного оборудования для исследовательских бюджетных организаций приравнивается к приобретению станков заводами и подлежит налогообложению. А где бюджетной организации взять эти 20% для уплаты налога? Чиновники из МОН также не хотят заниматься такими реальными проблемами, как исправление бюджетного и налогового законодательства в сфере науки. Им важно действовать по правилам и имитировать деятельность – «КАК БЫ увеличение эффективности».