От Artur Ответить на сообщение
К Artur
Дата 10.07.2013 16:40:22 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Ссылки; Тексты; Версия для печати

Общее рассмотрение. Ошибки советской реализации

теперь по возможности короткий анализа науки как сферы активности и место Академии в этой деятельности. Наука конкурентное место, учёный учёному большей частью конкурент, и изредка коллега по совместным исследованиям. Причин для активной конкуренции несколько - свобода воли и неопределённость, неустранимые из человеческой жизни, что означает наличие вариантов развития активности. Обобщением этого является наличие разных методик/подходов. Другой причиной является ограниченность ресурсов в распоряжении учёных, и то, что фундаментальная наука всегда финансируется извне .
Обе перечисленные причины приводят к тому, что во многом наука превращается в игру с нулевой суммой.
Ну и третьей причиной является психологическая причина - высокий уровень развития учёных приводит к яркому осознанию своей индивидуальности(это слово, намекающее на родство явления с словом индивид выбрано сознательно) и желанию её защищать. Эту причину нельзя назвать неустранимой, или не корректируемой, но при игнорировании правильного воспитания учёных, и правильной организации их работы, поддерживающей навык и привычку вырабатывать солидарную позицию, эта причина реально превращает научные коллективы и взаимоотношения учёных даже в масштабе общества в игру с нулевой суммой.

На Западе вопрос решается созданием последовательно конкурентной научной среды - но это страшно ресурсоёмко с точки зрения общества, и для России это не подходящий вариант организации науки. Потому научные школы, академики, директора институтов это люди, призванные в каких то пределах солидаризировать свои коллективы, успешно организуя совместную работу учёных - как в научном смысле, так и в психологическом смысле солидаризируя их позиции, взгляды и подходы.

Одним словом, наука в России может выживать только в рамках норм поведения традиционного общества.
В условиях же ценностного разрыва современной России между элитой/властью и народом, учёные оказываются в странной и извращённой позиции - их мало финансируют, к их мнению мало прислушиваются, и пропагандируют индивидуализм и успех любой ценой. Это приводит к массовой активности в направлении ресурсных злоупотреблений всех видов, разлагая все условия успешной деятельности коллективов учёных, о которых речь шла выше.

Итак, основной вывод - организация фундаментальной науки в России может быть успешной только если будет являться институтом традиционного общества, и следовательно всеми силами и на всех направлениях защищать это традиционное общество, т.е быть консервативной силой в смысле, излагаемом в [1], т.е должна быть интеллектуальной силой защищающей духовную идентичность своего народа. И потому, наука всегда будет являться чужой для либеральной элиты страны. Только целиком встав на эти позиции наука получит достаточную степень защиты от произвола властей, станет в достаточной степени необходима властям.

Сейчас же наука занимает промежуточную позицию между народом и властями, получая удары с двух сторон, являясь к тому же в основной своей массе непрямой пятой колонной в интересах сил, контролирующих международную научную тусовку, как об этом говорилось в [1] и превратившись в вещь в себе, особо не нужную ни властям, ни народу, в силу исповедуемых ценностей тех и других, и даже враждебную этим обоим силам, в силу того, что навязывает некие вненациональные шаблоны мышления и ценности, в отличии от всего общества, мышление верхнего и нижнего сегментов которого глубоко автономно.
Скажу яснее - мышление народа религиозно, даже если в силу длительного разгрома церкви оно плохо формализовано с религиозной точки зрения, но в любом случае, в этой системе ценностей наука не имеет сертификата на поиск истины,только на технический инструмент познания. В системе же ценности властей основным является вопрос их самосохранения, и претензии на истину для них смешны. Т.е превращение в интеллектуальный инструмент защиты духовной идентичности общества означает отказ от мессианской позиции поиска Истины и признание этой позиции за другими силами, учитывая, что общество не признаёт за наукой такой позиции.
Индивидуальные же потребности в мессианстве следует согласовывать с господствующей в обществе культурой - т.е с христианством

В конечном итоге есть простая истина - человек рождается, воспитывается и формируется не при помощи знания, а при помощи любви. Поэтому соотношение между знанием и духовностью должно быть строго однонаправленным, знание есть лишь технический инструмент защиты духовной идентичности.

Теперь самое время повторить одну исключительно важную мысль, изложенную в [1], в более полной и ясной версии - в СССР была реализована практически во всей возможной полноте разбираемая сейчас модель взаимоотношений между обществом, властью и наукой - учёные имели функцию воплощения текущего представления о одном из срезов национального мифа и считалась, что беспартийная наука не существует, т.е считалось, что не существует единой научной Истины, не зависимой от интересов народа. Проблема была в том, что вместо настоящей религиозной системы, ставящей в правильные рамки претензии науки, в основу общественных отношений СССР на самом деле положили квазирелигиозные претензии науки - они декларировались даже на уровне диамата (концепция материи это философская абстракция знания, полученного в результате типичного процесса познания с субъект-объектным разделением, дополненная позже концепцией отражения Ленина), и проникли во все поры общественных отношений. Но СССР уже исчез, значит наука в качестве основы общества себя не оправдала, значит тормоза и ограничители произвола учёных и их неограниченного эго оказались, в конечном итоге, противоречивы и неэффективны. СССР был возможным пиком влияния науки на общество, который ясно показал абсолютную безосновательность претензий науки служить главным основанием общественных отношений и личности.



Естественно, в силу указанных отличий ценностей и противоречия целей у существующей власти и науки[1], власть будет стараться взять под контроль науку, доступными её пониманию методами, т.е контролем над материальными ресурсами, но очевидно, что это ничего власти не даст. И точно так же очевидно, что само себя научное сообщество не трансформирует, это надо делать извне, и это будет уже задачей нового государства

[1] https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/328256.htm