От Artur Ответить на сообщение
К Александр
Дата 06.05.2013 23:05:00 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Крах СССР; История; Идеология; Версия для печати

Блеск и нищета национализма



Введение


Большая часть статьи является иллюстрацией одного простого тезиса - национализм должен быть лишь языком исторического проекта, скрепляя разнородное население государства, выступая в роли интегрирующего фактора. Приходится напоминать об этой простой истине, т.к во всех знакомых мне текстах СГКМ он увлекается технической стороной реализации такой всеобъемляющей формы идеологии, как национализм, не уделяя такого же внимания основному требованию к функциональной стороне национализма, тому что в первую очередь он должен являться лишь языком некого проекта, целью которого является всесторонняя интеграция общества. И это несмотря на то, что СГКМ много и правильно говорит о силах, скрепляющих общество в народ. Т.е дело именно в том, что не уделяется нужно внимания и не выражается с должной ясностью и подробностью мысль, что именно являясь языком исторического проекта национализм превращается в полноценную, непреодолимо мощную интегрирующую силу общества.

Стоит посмотреть на статью "Диалектика отчуждения" именно под этим углом, пытаясь предметно увидеть позитивную программу автора этой статьи, как становится очевидно, что она неопределённа, сводясь, по сути, к призыву стремиться делать добро своим гражданам, что не сильно отличается от известной религиозной максимы "возлюби ближнего как самого себя". Национализм как реализация максимы "возлюби ближнего как самого себя" отлично иллюстрируется историческим путём Армении


Часть первая
Известные исторические примеры жизнеспособной реализации идеологии национализма


Не буду утверждать, что армяне были первыми, кто изобрёл национализм, но то, что они не открыли его для себя, внезапно, в 20м веке, можно убедиться из [1]. Всё, что входит в современное понимание национализма было в изобилии представлено в первых же дошедших до нас письменных образцах армянской литературы из 5в. На самом деле можно говорить о значительно большем, т.к по всем признакам армянская литература не родилась в 5в с созданием/воссозданием армянского алфавита. Совершенство литературного языка первых же образцов армянской литературы говорит о том, что эта литература уже имела очень длительное развитие, т.е в принципе истоки литературы и неразрывно связанного с ней согласно [1] национализма надо углублять в древность ещё на одно тысячелетие. Конечно, довольно логично исходить из того, что традиция выражения национализма в литературе тоже требует длительного времени для своей выработки, и для скоростей процесса характерных для античных времён для этого должно было потребоваться не одно столетие, но в данной статье нет ни какой причины использовать сколь нибудь спорные факты из истории.
Признавать такую глубину истоков или нет, но уже с 5в национализм имеет полноценную прописку в армянской жизни.
Для сравнения, Византия вышла на сравнимое понимание национальных вопросов/национализма примерно на полтысячи лет позже.
Одним словом армянская история даёт более чем обильный материал для понимания сильных и слабых сторон этого инструмента общественной жизни и на её примере разным неофитам стоило бы проверить свои преувеличенные ожидания от того, что может дать национализм, и чего от него ожидать не стоит. Я буду строить рассуждения на основе хорошо известных фактов, допускающих очевидные интерпретации



Часть вторая
Исторический пример не достаточной эффективности национализма и их интерпретация



Национализм ни каким боком не помог армянам создать устойчивое национальное государство, несмотря на постоянную тягу к этому. Внешние силы легко манипулировали участниками/субъектами внутриполитической жизни для уничтожения государства. И здесь стоило бы сказать несколько слов о качестве управления обществом со стороны армянских элит, их связанности с народом, о организации боеспособной армии, как важном признаке эффективности элит и их связи с обществом.
Совокупную/интегральную оценку качества армянских элит можно легко получить из хорошо известных исторических фактов стремления к полному вырезанию всей армянской элиты со стороны стран, пытающихся взять под свой контроль всю общественную жизнь уже в завоёванной Армении - так несколько раз поступали арабы в Армении. Более детально о мотивации и устройстве духовной сферы можно познакомиться в [2], а знание реального веса воинской прослойки в армянском обществе позволяет продлить эту оценку уже на всю армянскую элиту, что и было сделано в [1] исходя из материалов работы [2]. Реальное качество человеческого материала и способностей армянского общества в военной и государственной сфере можно видеть так же на основе интегральных оценок участия армян в военной жизни Византийской Империи и исходя из большого количества армян в списке императоров этой империи по материалам [5] и [6]. Как видно детализированная информация о качестве армянских элит не противоречит интегральной оценке, данной выше.
Значит лёгкость манипулирования внешними силами участников/субъектов внутриполитической жизни для уничтожения государства не объясняется низким качеством армянских элит и её надо искать в чём то ином - интегрирующая сила национализма мягко говоря не всесильна, она не способна заменить исторический проект в качестве основного способа интеграции элит. А вот какого либо особого исторического проекта у армян и армянских элит никогда не было - основной принцип армянской жизни это полное и безоговорочное торжество частной жизни, несмотря на то, что с точки зрения С.Лурье русская община сравнима только с армянской общиной.
Отсутствие исторического проекта у армян не давало проявиться способностям наиболее активной части населения и толкало их в Византию, для чего им приходилось менять своё вероисповедание, входя в конфликт с национальной идентификацией и позицией армянской церкви, не признающих армян православных, создавая два крупных сегмента армянского народа, имеющих не гармоничные отношения. Получить представление о армянах православных и их отношениях с армянами григорианского вероисповедания можно в [3].



Часть третья
Исторический аналог советского народа и советского национализма


Справедливости ради позиция армянской церкви была лишь отражением позиции Константинопольского патриархата, т.к именно вероисповедание было основой византийской национальной идентичности, и т.к именно защита христианских ценностей было важнейшим направлением активности византийского государства. И здесь надо сказать пару слов о самом византийском обществе и его устройстве с точки зрения национализма.

Само по себе понятие гражданства не является изобретением нового времени, так же как и методы регулирования общественных отношений при помощи закона. И то, и другое унаследовано/импортировано Западом из Римской Империи на разных этапах своего существования. В Римской же Империи понятия гражданства для этносов, отличных от Римского, возникло уже при Диоктелиане и именно в качестве метода интеграции общества, альтернативного христианству, и было вполне унаследовано Византийской Империей. Соответственно граждане Византийской Империи составляли народ по крайней мере в том же смысле, что и советский народ. Но в Византийской Империи произошла интеграция и дальнейшая практическая и теоретическая разработка этих методов интеграции общества, со своими достижениями и слабостями, оказавшими максимальное влияние на судьбу этой империи - удачность этих решений стала залогом беспрецедентно долгой жизни этой Империи, а слабости стали конечной причиной её гибели

В основе византийской национальной идентичности лежало именно православие, развиваемое Константинопольским патриархатом под защитой его монополизма самим государством. А то, что православие вполне успешно интегрировало население страны видно из того, что население страны называло себя римлянами, а не греками, и не армянами, хотя согласно [5] и [6], армянское население в Византийской Империи было основным, или по крайней мере равновеликим греческому, и так же значительной частью населения Константинополя. И из тех же работ по степени активности армян во всех сферах общественной жизни ВИ видна успешность принятого в ВИ метода сборки народа. При этом важно, что становясь православными, армяне не теряли своего этнического самосознания, соответственно связи, создающие византийский народ ни сводились к этническому национализму и являлись полноценным аналогом советского народа, который СГКМ считает нормальной полиэтнической нацией, и аналогия между этими народами становится более полной, если вспоминаем, что согласно СГКМ основой советского антропологического типа являлась смесь крестьянского общинного мировоззрения с особой формой религиозного чувства, которым стал марксизм в России. Крестьянские общины являлись основой так же и византийского общества, поэтому по всем важнейшим вопросам существует аналогия между советским народом и византийским народом. Не секрет, что Сталином была запланирована реформа КПСС приводящая её роль в обществе в полное соответствие с ролью Церкви в жизни византийского общества и приводящие её отношение с властями в полное соответствие с отношениями Церкви и Государства в Византии, выражаемые принципом симфонии властей. Обычно реформу Сталина интерпретируют только в хозяйственном смысле, игнорируя её антропологический аспект.



Часть четвёртая
Историческое следствие из слабости византийской реализации идеологии национализма
Диалектика отчуждения


Национализм уничтожил византийское государство, создав нерешаемые проблемы в отношениях с армянами Армении, которые в массе своей не желали отказываться от основы своей национальной идентичности (о том, что даже в начале 20 века армяне считали религию основой своей идентичности, которую они готовы были активно защищать можно увидеть из [4]), от христианства григорианского вероисповедания, которое классифицируется как миофизитство, не имеющие на самом деле принципиальных догматических разногласий с православием, в отличии от возникшего в будущем католицизма.

Повторю ещё раз, существующие религиозные догматические разногласия армянской церкви с православием хоть и не снимаемы, но не принципиальны, они не могли приводить к такому неразрешимому конфликту армян с византийским государством, если бы не усиливались в неизмеримой мере политической мотивацией, перечисленной выше.

В данном случае, ВИ именно из-за национализма создала неразрушаемую стену между частью своих подданных, ослабив государство и поставив собственное общество в положение холодной гражданской войны. Именно узость реализации национализма по сравнению с задачами исторического проекта уничтожило ВИ, хотя национализм должен быть лишь языком исторического проекта, скрепляя разнородное население государства, выступая в роли интегрирующего фактора. В Армении национализм был средством интеграции разных кланов и исторических областей Армении, имеющих больше внутренних различий, чем имеют русские с украинцами. Но в отсутствии исторического проекта национализм приобретает весьма ограниченную интегрирующую способность, а в случаях неправильного или невнятного определения он служит оружием разделения общества, ведь как говорит СГКМ, с формальной точки зрения, достаточно системно определить около 100 социальных функций при помощи системы мифов для создания произвольной версии национализма. Это и есть диалектика отчуждения национализмом населения от полноты общественной жизни своей же страны и её исторической миссии.

Армянская традиция игнорирования исторического проекта при определении своей версии национализма невероятно устойчива - в качестве примера можно привести его современную версию [7], однако стоило бы при этом вспомнить, что осталось от армянского государства в результате исторического процесса.



Заключение


Теперь, когда мы разобрались, что одного чувства любви к своему ближнему мало для построения устойчивого государства, и необходим так же и хорошо разработанный исторический проект, попробуем задаться вопросом, на какой основе можно составить такой исторический проект. На основе науки - это просто смешно, наука отвечает на вопрос "как", но не на вопрос "почему/для чего это нужно", который как раз и является смыслом исторического проекта. Вот и остаётся, что другой систематизированной системой знаний, по странной прихоти судьбы, хорошо приспособленной для ответа на оба вопроса, является религия, и произрастающая из неё философия, которая, тем не менее, способна дать ответ только на второй вопрос.

Теперь, когда мы понимаем, что жуя сырую любовь невозможно построить успешное и устойчивое государство, стоит вспомнить ненависть автора статьи "Диалектика отчуждения" к марксизму, хорошо оттеняемую стародавней работой Фромма[8], как бы в насмешку написанную на том же материале, на котором основана, большей частью, ненависть автора к марксизму.
Другой же системой, на которую постоянно нападает автор, является религия в форме Ветхого Завета, в чём, между строк, угадываются нападки на всё христианство

При всём при том, что автор статьи нигде не говорил о том, что возможно существование науки, отвечающей на вопросы "для чего это нужно", он парадоксальным образом оставляет вопрос создания исторического проекта только науке, так как все иные, отличные от науки способы и инструменты для разработки исторических проектов автором отметаются.
Вот мы и получили в чистом виде, что все способы и инструменты для разработки исторических проектов автором отметаются в пользу несуществующего исторического проекта на научной основе, т.е разработанного с применением не существующих наук, отвечающих на вопрос "для чего это нужно".


PS. Вся статья "Диалектика отчуждения" это просто разворачивание отказа от всех разновидностей проектного инструментария в пользу утопического инструмента науки, способной служить основным инструментом исторического проектирования


[1] Левон Микаелян "Национальная идея и национальная литература" - http://www.golosarmenii.am/ru/20175/home/13654/ (на сайте представлена примерно половина статьи автора)
[2] Армен Айвазян "Кодекс чести армянского воинства (4-5 вв.)" - http://www.hayq.org/upload/files/CodeofHonor_Golos_RUS.pdf
[3] армяне халкедониты/православные - http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F0%EC%FF%ED%E5-%F5%E0%EB%EA%E8%E4%EE%ED%F6%FB
[4] С.Лурье "История о том, как армяне отстояли свою церковь в РИ в начале 20в" - http://vizantarm.am/page.php?115
[5] А.Р Устян "Византийская империя и место в ней армян" - http://novarm.narod.ru/arch052006/visant.htm
[6] Ромэн Тер-Газарян "Армяне на византийском престоле" - http://vizantarm.am/page.php?41
[7] Гарегин Нжде "Этновера/Родноверие" - http://diaspora-world.info/images/biblioteka/cexakron_rus.pdf
[8] Фромм Э. "Марксова концепция человека" - http://psylib.ukrweb.net/books/fromm01/index.htm