От Афордов Ответить на сообщение
К Artur
Дата 10.02.2013 01:53:55 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Крах СССР; Идеология; Культура; Версия для печати

вывод о вашей лжи или некомпетентности остается в силе


вывод о вашей лжи или некомпетентности остается в силе

Даже я, читающий архивы форума с 2008 года, помнил, что
С.Г.Кара-Мурза неоднократно обсуждал на форуме роль смеховой культуры в антисоветском движении задолго до перестройки. Если бы вы действительно интересовались изменениями позиций СГ, вы бы установили это еще в 2009 году.
Видимо, у вас другие цели. Мой вывод о вашей лжи или некомпетентности остается в силе.
Вот вам цитата СГ.Кара-Мурзы с форума
2003 года из большой ветки, где обсуждалась роль смеховой культуры в разрушении страны начиная с 50-х годов.

https://www.vif2ne.org/nvz/forum/arhprint/74679

------
От C.КАРА-МУРЗА К All Дата 20.01.2003 15:23:25 Рубрики Крах СССР;

Чтобы избежать непонимания - еще чутьчуть о смехе


...

"Тут я вижу соблазн объяснить катастрофу происками перестройщиков. На сегодня в этом уже мало пользы. Важнее понять, как готовилась почва к восприятию их идей, очень многие из которых до предела нелепы и ничтожны. Я, прожив 60-70-е годы в “кипящем слое” интеллигенции, считаю, что общий, веселый и жизнеутверждающий смех сыграл в этой подготовке большую роль. Даже странно, что приходится напоминать очевидные, по-моему, вещи. Для многих болезней важными предпосылками являются вещи, исключительно полезные для других сторон здоровья. Например, увлечение спортом. Как надо относиться к такому факту: в 60-е годы в среде интеллигенции стало обязательным говорить даже о серьезных общественных проблемах на языке хохмы, ернически. Было признаком дурного тона попытаться обсудить что-то без “красного словца”. Штампы из Райкина, а потом Жванецкого стали заменять аргументы. Обладал ли этот переход “антисоветским потенциалом”? Я считаю, что да, обладал, и это даже чувствовалось. Хохмы и шуточки как особый “понятийный аппарат” размягчили определенный участок в мировоззренческой “мембране” человека, а потом в этих хохмах (скажем, в комедийных фильмах) стал постепенно наращиваться компонент сатиры –карнавальный смех переводили в режим “смеха Нового времени”. Кислота, разъедающая мембрану и открывающая путь яду, обладает разрушительным потенциалом, хотя бы сама и не была ядовита?Ольга не стала утверждать, что культура “нейтрального” смеха снизила барьеры для проникновения смеха антисоветского, а интересно было бы знать ее мнение. Я же могу сказать, что не просто снизила барьеры, а была почти “троянским конем”. Хазанов смешил байками про “кулинарный техникум”, произвел захват аудитории, а уж потом стал внедрять хохмы открыто антисоветские. А какой-нибудь Чечкин смешил нейтральными байками и исчез, не став открытым антисоветским борцом. Но дело в том, что этими байками он сделал часть работы Хазанова –снял психологические защиты против определенного способа постановки проблем, против “языка хохмы” как общезначимого языка. Говоря о наличии трагедии в основании советского строя, я и не думал, что это поймут как необходимость “вечно жить в трагедии”. Я говорил о “легитимации трагедией”, а это совсем другое. О многих сторонах жизни “во время трагедии” можно говорить со смехом, но в смехе 60-хявно искалась “игла Кащея” –те точки, в которых смех убивал легитимность самой трагедии. Спрашивают:

>"Советский фундаментализм"?>

Допустим, да –и что?Фундаментализм –неадекватная попытка противостоять какому-то разрушительному культурному течению. Разве наличие "Советского фундаментализма" опровергает мою гипотезу? Или отрицается само это наличие? И почему, если я признаю, что попытки выйти из культурного кризиса СССР были неадекватными, это трактуется как “обреченность”?Или все считают, что эти попытки были адекватными?Или что кризиса не было? Если так, то, выходит, предыдущее (до меня) поколение гораздо глубже чувствовала наличие фундаментальных противоречий, возникающих при развитии советского строя, чем нынешняя интеллигенция –даже имеющая уже опыт, которого не имели в 60-е годы “старики”. Вот об этом стоило бы поговорить отдельно.

Разные понимания смысла слова “потенциал” выражаются и в предложении оценить количественный баланс разных потенциалов. Alex-1 пишет:

> Основание для спора -насколько велик этот потенциал, его сравнение с потенциалом "советскости", зародился ли этот потенциал "смеховой культуры в целом" в шестидесятые или только отчетливо проявился и пр. >

Это –механистическое представление. Наличию потенциала «чего-то» не мешает наличие потенциала-антагониста. Вопрос в динамике роста. Я специально применил аллегорию с витамином и иммунитетом, в которой имеет место цепной механизм процесса. А значит, исходные количества агентов не так уж велики."