От Scavenger Ответить на сообщение
К Скептик
Дата 03.08.2012 15:38:13 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Культура; Версия для печати

Re: Действительно, кстати

>Существует старая байка о том, что красный террор стал ответом на белый террор, что он начался лишь после декрета Совнаркома от 5 сентября 1918 года и что до этого времени революционная власть относилась к так называемым "бывшим" весьма мягко.

Да, это действительно байка, т.к. красный террор начался не с декрета, а постепенно нарастал в ответ на белый террор. Но декрет послужил пусковым механизмом организованного террора. "Белый" же, сиречь эсеровский, террор начался вовсе не с убийств Урицкого и Володарского, а с зверств в Омске и Самаре.

>Однако широкомасштабное истребление людей, по разным причинам неугодных советской власти началось задолго до официального объявления о красном терроре.

А Вы уверены, что это Советская власть отдавала приказы?

>Приведу отрывок из новой книги доктора исторических наук Сергея Владимировича Волкова "Почему РФ - не Россия"

Приведите.

>"Офицеры, относительно своей численности, стали социальной группой, которая после октябрьского переворота пострадала от террора больше всех. Зимой 1917–1918 гг. и весной 1918 г. множество их погибло при возвращении с окончательно распавшегося фронта в поездах и на железнодорожных станциях, где практиковалась настоящая «охота» за ними: такие расправы происходили тогда ежедневно на железнодорожных станциях и в городах. Впечатления очевидцев на всех железных дорогах ноября-декабря 1917 г. приблизительно одинаковы. «Какое путешествие! Всюду расстрелы, всюду трупы офицеров и простых обывателей, даже женщин, детей. На вокзалах буйствовали революционные комитеты, члены их были пьяны и стреляли в вагоны на страх буржуям. Чуть остановка, пьяная озверелая толпа бросалась на поезд, ища офицеров (Пенза-Оренбург)... По всему пути валялись трупы офицеров (на пути к Воронежу)... Я порядком испугалась, в особенности, когда увидела в окно, прямо перед домом на снегу, трупы офицеров, — я с ужасом рассмотрела их, — явно зарубленных шашками (Миллерово)... Поезд тронулся. На этом страшном обратном пути, — какой леденящий сердце ужас! — на наших глазах, на перронах, расстреляли восемь офицеров. Мы видели затем, как вели пятнадцать офицеров, вместе с генералом и его женою, куда-то по железнодорожному полотну. Не прошло и четверти часа, как послышались ружейные залпы (Чертково). То же на ст. Волноваха и других... Его вывели из вагона в помещение вокзала, разули и, оставив лишь в кальсонах, отвели в комнату, где находилось уже около 20 человек в таком же виде. Оказались почти все офицеры. Они узнали свою судьбу — расстрел, как это было в минувший день с пятьюдесятью арестованными (Кантемировка)».

Совершенно верно. Толпы людей, ведомые революционными комитетами. Напоминаю, что эти революционные комитеты родил еще Февраль 1917 года и публика там была разная. И даже большевистские комитеты многие центру не подчинялись вообще и делали, что хотели в условиях анархии и безвластия. Я согласен, что многие офицеры хотели отомстить толпе, охотившейся за ними. Но ведь белую армию-то они собрали не для того, чтобы мстить толпам анархистов и дезертиров с фронта! Они ведь ее собрали, чтобы воевать! И воевали белые в основном вовсе не с "русским бунтом", они воевали с красными, а бунт рассматривали как нечто вторичное, порождаемое ими (красными). Так же рассматривает и Волков и за деревьями не видит леса. Кстати, в этом и причина поражения белых. Они на "своей" территории не могли подавить "толпы" и "банды" и оказались бессильны в собственном тылу.

На то же время приходится массовое истребление офицеров в ряде местностей: Севастополе — 128 чел. 16–17 декабря 1917 г. и более 800 23–24 января 1918 г., других городах Крыма — около 1 000 в январе 1918 г., Одессе — более 400 в январе 1918 г., Киеве — до 3,5 тыс. в конце января 1918 г., на Дону — более 500 в феврале-марте 1918 г. и т.д.

>Обычно террор связывается с деятельностью «чрезвычайных комиссий», но на первом этапе — в конце 1917 — первой половине 1918 гг. основную часть расправ с «классовым врагом» осуществляли местные военно-революционные комитеты, командование отдельных красных отрядов и просто распропагандированные в соответствующем духе группы «сознательных борцов», которые, руководствуясь «революционным правосознанием», производили аресты и расстрелы.

Так "революционное правосознание" у них еще в феврале 1917 года появилось:).

>Особенно большие масштабы приняло истребление офицерства в Киеве в конце января 1918 г., чему имеется целый ряд свидетельств: «Раздетые жертвы расстреливались в затылок, прокалывались штыками, не говоря о других мучениях и издевательствах. Большинство расстрелов производилось на площади перед Дворцом, где помещался штаб Муравьева, и в находящемся за ней Мариинском парке. Многие тела убитых, не имея в Киеве ни родственников, ни близких, оставались лежать там по нескольку дней.

Согласен, это действительно на совести Муравьева и красных. Только вспомните, он был "временный союзник", а не большевик. И левые эсеры были подавлены большевиками впоследствии...

>Официальные данные ЧК о расстрелянных не отражают, разумеется, и 10% реальной цифры. По ним получается, что за 1918 г. было расстреляно 6 185 чел. (в т.ч. за первую половину года — 22), а всего за три года — 12 733. Не говоря о том, что, помимо приговоров ЧК, к которым относятся эти данные (охватывающие к тому же, возможно, не все местные органы ЧК), по существующим инструкциям «контрреволюционеры» подлежали расстрелу на месте, каковым образом и была уничтожена масса людей, оставшихся даже неопознанными (кроме того, помимо ЧК, расстрелы производились по приговорам ревтрибуналов и военных судов). Но главное, что лишает приводимые цифры всякой достоверности как сколько-нибудь полные, — тот факт, что массовые расстрелы проводились ЧК задолго до официального объявления красного террора (сотнями, например, по казанской организации и ярославскому делу (лето 1918 г.) и множеству других), т.е. тогда, когда было расстреляно якобы всего 22 человека.

Ну сам же Волков пишет, что не ЧК расстреливало, а трибуналы и комитеты и потом "проводились ЧК". Естественно, количество расстрелянных всегда больше официальной статистики...

>Подсчеты историка С.П. Мельгунова по опубликованным в советских же (центральных и некоторых провинциальных) газетах случайным и очень неполным данным показали, что за это время расстреляно было 884 человека.

Не надо Мельгунова:). Мельгунов писал свою книгу "Красный террор" по явному заказу. Вы этого, естественно не знаете, Волков тоже, но лично я когда прочитал как она писалась, пришел в ужас:). Но даже если верить Мельгунову, то большевики расстреляли получается вовсе не миллионы человек.



>Более чем за два месяца до официального провозглашения террора Ленин (в письме Зиновьеву от 26 июня 1918 г.)
писал, что «надо поощрять энергию и массовидность террора против контрреволюционеров, и особенно в Питере, пример которого решает». Да и по сведениям самих большевистских газет нетрудно убедиться, что расстрелы силами ЧК начались задолго до (объявленного позже первым) расстрела офицеров Л.-гв. Семеновского полка братьев А.А. и В.А. Череп-Спиридовичей 31 мая 1918 г. (например, из заметки «Расстрел семи студентов» явствует, что они были застигнуты на квартире во время составления прокламации к населению, после чего отвезены сотрудниками ЧК на один из пустырей, где и расстреляны, причем имена двоих даже не были установлены).

Совершенно верно, настоящий массовый красный террор в городах начался в мае-июне в ответ на белоэсеровский мятеж и белоэсеровский же террор. Волков об этом "как будто" не знает.

>В целом наиболее массовые убийства (помимо регулярных расстрелов в Москве, Петрограде и губернских городах) имели место в начале 1918 года в Крыму (не менее 3 тыс. чел.), в Одессе, Донской области и в Киеве (около 5 тыс. чел., главным образом офицеров). "

Да, совершенно верно. Осталось только добавить, что стихийный террор и террор организованный сверху Волков не различает совсем...