Роль будущего премьера как внутрисистемного реформатора недооценивается
Сегодня президент Дмитрий Медведев проведет «символическую», по его собственным словам, встречу с представителями несистемной оппозиции, приуроченную к принятию поправок в Закон «О политических партиях». Далеко не все несистемные оппозиционеры намерены участвовать в этой встрече: кто-то находится за границей, кого-то не устраивают внесенные в закон поправки, кто-то недоволен форматом встречи и выдвигает свои условия. Такое поведение было предсказуемо, вместе с тем оно не вполне дальновидно с политической точки зрения.
Дальновидный, тактически грамотный политик должен руководствоваться реалиями. Реалии таковы, что, несмотря на волну протеста и пробуждение общества, после парламентских и президентских выборов власть де-юре и де-факто по-прежнему сосредоточена в руках одной политической элиты, и трансформировать эту ситуацию здесь и сейчас оппозиция не может. В то же время изменившийся общественно-политический климат и озвученный широкий запрос на перемены создают благоприятные условия для давления на власть, для ее побуждения к реформам.
Оппозиции нужна точка давления. Дмитрий Медведев после 7 мая, занимая кресло премьер-министра, сохранит значительные полномочия и влияние на политические процессы. Интерес оппозиции заключается в том, чтобы это влияние было существенным, а Медведев в новой конфигурации власти стал реальным альтернативным центром силы, гарантом реформ, которые он сам фактически инициировал.
После сентябрьской рокировки значительная часть оппозиции и критически настроенной по отношению к власти общественности поспешила списать Медведева со счетов как политика, не оправдавшего надежд, не проявившего решительности и воли к власти. Мало кто задумывался о том, что условия, в которых Медведев мог бы проявить эти качества, по большому счету так и не сложились. Он действовал в условиях отложенного кредита доверия. Оппозиция и критики власти не помогли ему создать широкую общественную базу поддержки («медведевский консенсус»), но ждали, пока Медведев захочет им понравиться и решится на какой-нибудь яркий политический жест – например, разгонит правительство.
Однако яркие жесты чаще делаются не для того, чтобы добиться поддержки, а для того, чтобы зафиксировать уже произошедшие фактические изменения в расстановке сил во власти. Но ведь таких изменений не было. Медведев как потенциальный агент реформ не мог инициировать структурные перемены в системе, не имея артикулированной, однозначной поддержки снизу. Памятна еще встреча Дмитрия Медведева с членами бюро РСПП летом прошлого года, когда крупный бизнес, по существу, выразил доверие Владимиру Путину.
Сейчас ситуация в какой-то степени повторяется. Оппозиция может отказываться от любых встреч с Медведевым, всячески подчеркивать второстепенность его фигуры, ее зависимость от Владимира Путина, ждать, пока Медведев «проявит себя», «докажет свою самостоятельность», но в сложившихся условиях стимулировать реформы подобным путем невозможно. По сути, это возвращение к конфликту «система – маргиналы (то есть люди, оказавшиеся за рамками системы)» и призыв к системному политику: «Присоединяйся к нам!».
Перед оппозицией стоит задача максимально утвердить Дмитрия Медведева во мнении, что его роль в системе значительна, что критически настроенная часть общества возлагает на него определенные надежды и готова с ним сотрудничать, что он может и должен стать агентом изменений. Это задача максимально усилить Медведева как потенциального внутрисистемного реформатора, пока такая возможность существует.