От Мак Ответить на сообщение
К Мак Ответить по почте
Дата 17.03.2012 13:45:26 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Либерализм; Война и мир; Версия для печати

"Стратегия-2020": начался этап обсуждений отдельных частей в министерствах

Предупреждение: НГ не наша газета, возможна дезинформация и манипуляция.

Ярослав Кузьминов и Владимир Мау работают над стратегией развития России. Фото ИТАР-ТАСС

мау&кузьминов
[15K]



НГ 16.03.2012 | экономика

Анастасия Башкатова

Декоративная "Стратегия-2020"
Финальному документу не хватает технологичности, инструментализма


Сегодня разработчики «Стратегии-2020» публично представят в Москве окончательный текст документа. Стране нужны новая модель экономического роста и новая социальная политика, нацеленная на поддержку человеческого капитала и удовлетворение потребностей в том числе креативного класса – записано в «Стратегии». Поворот к новой политике должен обеспечить так называемый бюджетный маневр. Суть маневра в сокращении неэффективных расходов, например на оборону, и в наращивании расходов на здравоохранение, образование, инфраструктуру.

Однако сами разработчики «Стратегии» признают, что даже финальный текст документа далек от идеала, многие показатели и ориентиры требуют пересчета. И у разработчиков нет никакой уверенности, что новое правительство будет следовать рекомендациям «Стратегии».


Еще в конце 2010 года премьер Владимир Путин поручил экономистам заняться обновлением принятой правительством в 2008 году долгосрочной стратегии развития страны. Глобальный финансовый кризис тогда поставил под сомнение реализуемость многих показателей, заложенных в первоначальном варианте документа. Для обновления стратегии были мобилизованы ведущие экономисты страны. Координацией работы занимались Высшая школа экономики (ВШЭ) – ректор Ярослав Кузьминов, а также Академия народного хозяйства и госслужбы – ректор Владимир Мау.

Итогом многомесячной работы экспертов стал объемный текст, который был послан в правительство в декабре 2011 года. Сейчас начался этап обсуждений отдельных частей «Стратегии» в министерствах. В частности, днем ранее с первыми выводами о «Стратегии» выступила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. Она сообщила, что поддерживает основные предложения экспертов, но отдельные детали требуют дополнительной проработки. Предполагается, что «Стратегия» должна стать главным ориентиром для деятельности уже нового правительства, которое будет сформировано после инаугурации президента.

В обновленной «Стратегии» сказано, что после кризиса 2008 года Россия оказалась «на новом переломе социально-экономического развития», стране нужны новая модель экономического роста и новая социальная политика. Для реализации стратегических целей России необходим не просто экономический рост, но достаточно высокие его темпы – не менее 5% в год. И это должен быть высококачественный экономический рост, который ведет страну к инновационной экономике и развивает в России «экономику предложения».

В социальной политике нужно учитывать интересы не только уязвимых групп населения, но и высокообразованных граждан, доходы и социальные установки которых позволяют им выбирать модели трудового поведения и потребления. Речь идет о так называемом креативном классе. Появление в стране такого класса требует от государства качественно иного подхода к человеческому капиталу. Национальные системы образования и культуры все еще обеспечивают России некоторое лидерство – пишут авторы. Однако этот ресурс неосмотрительно растрачивается. Идет быстрая деградация науки, недофинансирование важнейших направлений стало хроническим.

Для формирования креативных профессионалов надо сделать конкурентоспособной оплату труда в бюджетном секторе. Разработчики выступают за введение так называемого эффективного контракта во всей социальной сфере – от контракта со школьными учителями до контракта с врачами, преподавателями вузов, работниками культуры. Создать новые – инновационные – рабочие места поможет улучшение делового климата и повышение инновационной привлекательности российской экономики.

Еще одна ключевая задача, описанная в «Стратегии», – повышение эффективности бюджетных расходов. Речь идет о «маневре», предполагающем увеличение бюджетных трат в целом на 4% ВВП – прежде всего за счет расходов на здравоохранение, образование, дорожную инфраструктуру. В целях же сохранения макроэкономической стабильности часть этих трат должна быть компенсирована сокращением расходов по другим статьям – на 2% ВВП. В частности, сэкономить предлагается на национальной обороне, сократив на нее расходы на 0,9% ВВП «к 2014–2020 годам». Кроме того, нужно повысить эффективность общегосударственных расходов, расходов на национальную экономику и на жилищное хозяйство. Забота об эффективности бюджетных трат не обойдется, согласно «Стратегии», и без повышения пенсионного возраста – до 63 лет для мужчин и женщин к 2030 году.

Однако, судя по разъяснению некоторых разработчиков, даже сейчас многое в документе носит скорее косметический, декоративный характер. «Стратегию» – даже в ее окончательном виде – можно охарактеризовать лишь как осмысленный концептуальный ориентир, но далеко не пошаговое руководство к действию.

По сравнению с опубликованным летом 2011 года промежуточным вариантом окончательный текст выглядит, конечно, «более согласованным, комплексным, операционным», говорит советник Института современного развития Никита Масленников.

Но и финальный документ не идеален, ему не хватает технологичности, инструментализма – говорит Масленников. Парадоксально, но даже в окончательном тексте предстоит заново пересчитать показатели и ориентиры «Стратегии». Разработчики учитывали, что некоторые их инициативы правительство может не одобрить и не реализовать. Поэтому по ряду статей изначально были «умерены потребности финансирования». В качестве примера Масленников привел финансирование транспортной сферы: заложенные в «Стратегии» показатели не дотягивают и до половины реальных потребностей отрасли. То же самое касается сокращения бюджетных трат. По оценке Всемирного банка, государственное финансирование по ряду направлений в России избыточно на 20–30%, поэтому неэффективные госрасходы вполне можно сократить вовсе не на 2%, а на все 20%, уверен Масленников.

«К недостаткам как предварительного, так и заключительного варианта можно отнести отсутствие ряда важных тем – таких, в частности, как развитие культуры или агарарного сектора. Соответствующих разделов нет в обоих докладах, хотя они заслуживают внимания в будущей «Стратегии», – отмечает первый проректор ВШЭ Лев Якобсон.

Эксперты надеются: новая «стратегия» имеет куда больше шансов на то, что правительство сделает ее основой «дорожных карт» будущих реформ. Однако есть риск, что чиновники воспримут «Стратегию» как список рекомендаций и возьмутся воплощать лишь удобные им фрагменты. Но частичная реализация порой хуже, чем полное игнорирование всей «Стратегии», замечают эксперты.

В свою очередь, Лев Якобсон подчеркнул, что задача «Стратегии» – не раздать деньги тем или иным отраслям или слоям населения, а способствовать проведению в стране таких реформ, которые обеспечат рост эффективности, прозрачности и конкурентоспособности экономики. Цель «Стратегии» – не повышение расходов на социальные сферы, а реформирование этих сфер, в результате чего в стране станет больше высококлассных специалистов, имеющих достойную оплату труда. Так, например, количество врачей на 10 тыс. населения в стране может даже сократиться. Но высококвалифицированных врачей станет больше. Сами по себе социальные расходы не создадут в стране новые и более эффективные рабочие места. Такие рабочие места появятся лишь при условии улучшения делового климата и повышения инвестиционной привлекательности России.

материалы: Независимая Газета © 1999-2011
Опубликовано в Независимой Газете от 16.03.2012
Оригинал: http://www.ng.ru/economics/2012-03-16/1_strategy.html