Кажется, в тираж Путин может выйти только по-плохому
"Особое мнение" с Константином Ремчуковым на радио "Эхо Москвы" 6 июня, 2011
Константин Ремчуков - главный редактор "Независимой газеты"
2011-06-07
Программа проводится радиостаницией "Эхо Москвы" совместно с международной телекомпанией RTVi и идет одновременно в прямом радио- и телевизионном эфире. Благодаря этому еe слушает и смотрит не только российская аудитория, но и русскоязычные телезрители в Европе, США и Израиле. Время выхода передачи - вечерний прайм-тайм. Это позволяет обсуждать с заинтересованными слушателями наиболее важные события уходящего дня. Эфир не ограничивается одной темой, затрагиваются все интересующие аудиторию вопросы. Программу представляют авторитетные журналисты радиостанции «Эхо Москвы». Участники программы отвечают на вопросы слушателей, присланные на эфирный пейджер, смс, интернет-сайт радиостанции или заданные по телефону прямого эфира.
Из интервью:
О.ЖУРАВЛЕВА: Вы уже говорили про Народный фронт какие-то вещи. Может быть, у вас появились новые идеи. Есть такая версия в некоторых кругах, что Путину Народный фронт необходим на всякий случай как некий плацдарм, чтобы остаться в политике. Что вы по этому поводу думаете? Ну, вдруг ничего не сложится и выйдет в тираж, а у него целый Народный фронт.
К.РЕМЧУКОВ: Мне кажется, что в тираж Путин может выйти по-плохому только. Уже Народный фронт не поможет.
О.ЖУРАВЛЕВА: Только вперед ногами, простите?
К.РЕМЧУКОВ: Нет, имеется в виду по-плохому – в смысле, там, снятия, какого-то конфликта, который сейчас кажется нереальным между президентом и премьером. Вот в этом случае он в тираж. А так, если у него не будет открытого конфликта с президентом, то я не могу представить себе ситуацию, при которой он выходит в тираж. Но мне кажется, ему Народный фронт нужен не как запасной аэродром, а как функциональный – я уже говорил в этой студии, вы правильно говорите. Моя гипотеза по-прежнему остается неизменной. Нет пока оснований ее менять.
Владимиру Путину нужно конституционное большинство в парламенте. При всех за и против к началу 2011 года стало совершенно очевидным, что «Единая Россия» не сможет получить конституционное большинство в Думе. И тогда совершенно другая политика начинается: нужно с кем-то торговаться, тут подтягивать и так далее.
О.ЖУРАВЛЕВА: Ну, она, в общем, настоящая.
К.РЕМЧУКОВ: Да. Поэтому с моей точки зрения был придуман именно Путиным. Путин развернул бешеную активность. Он подтянул к себе Володина, Сурков, судя по всему, больше занимается сейчас президентом, и Путин с Володиным начали создавать вот это детище, Народный фронт. В основе работы по созданию Народного фронта в последние недели лежит бешеная личная активность Путина. Вот, в отличие от всех других политиков, оппозиционных, не оппозиционных, он один пашет: он встречается с учителями, он встречается с медиками, сегодня он должен встречаться со стройотрядами, на следующей неделе у него запланирована встреча с инвалидами. Он встречается, он часами с ними говорит, обещает, смотрит в глаза, вербует в свою политическую организацию. Сегодня Песков, действительно, сообщил, что можно и по интернету записываться. То есть он проводит политику в том ее содержании, в каком мы понимаем. Он общается с народом. При этом он общается в те золотые месяцы, когда никакой Центризбирком не считает ни времени, ни денег, ни пиар...
О.ЖУРАВЛЕВА: И когда он сам еще не сказал, что он точно идет на выборы.
К.РЕМЧУКОВ: Да. Но в данном случае важно то, что когда в сентябре начнут все другие заниматься, там Центризбирком будет говорить: «Из какого у вас фонда заплачено вот это интервью, вот эта картинка, вот этот билборд, вот это мероприятие? Откуда вы платите?» Сейчас никто не интересуется.
О.ЖУРАВЛЕВА: Ну так это настоящий административный ресурс на всю катушку.
К.РЕМЧУКОВ: Ну, можно так говорить, поскольку он занимает должность. А можно говорить, что он занимается политикой сейчас. Он создает себе политическую структуру, которую он считает, 150 человек пройдет от «Единой России», 150 человек от вот этих добровольцев, которые туда вступили. В результате они получат 300 человек из 450, и будут опять иметь конституционное большинство.
О.ЖУРАВЛЕВА: А что мешало бы этим добровольцам, которых там хоть мытьем, хоть катаньем, хоть как-нибудь заманят в Народный фронт, что им мешало точно также вступить в «Единую Россию»?
К.РЕМЧУКОВ: Ну, видимо, сама идея Народного фронта родилась...
О.ЖУРАВЛЕВА: Она как-то принципиально отличается?
К.РЕМЧУКОВ: Ну, Оль, мы можем... Тут даже догадываться не надо: раз не вступают в «Единую Россию», значит, нужно создать что-то другое под названием «Народный фронт». Это очевидный ответ. Именно потому, что не вступают в «Народный фронт», именно поэтому Народному фронту обещают половину мест в будущей Думе. А всего в список Народного фронта войдет 600 кандидатов.
О.ЖУРАВЛЕВА: Мне просто не понятна, на самом деле, здесь не позиция Путина или, там, мысли Пескова, мне непонятны люди, которые туда пойдут. Вот, как вы себе представляете вот этих людей?
К.РЕМЧУКОВ: Оль, вот если серьезно, я не очень понимаю даже нюанс вашего вопроса. Происходит мобилизация политическая. Вот, пока я вас не мобилизовал...
О.ЖУРАВЛЕВА: Люди хотят воспользоваться возможностью попасть в парламент, например.
К.РЕМЧУКОВ: Да. Вот, у них не было. Вот, он не хочет вступать, допустим, в «Единую Россию». Ведь, многие годы мы говорили о том, что «Единая Россия» эксплуатирует высокий рейтинг Путина. Были такие слова, да? Что рейтинг Путина редко опускался ниже 70%, у «Единой России» было меньше. Потом Путин подставлял свое плечо «Единой России», становился ее лидером, хотя формально не входил. Кстати, он тоже формально не член «Единой России», он – ее лидер. И «Единая Россия», поскольку народ доверял Путину, получала большие голоса. Сейчас та же самая вещь. Люди, которые доверяют Путину, общность этих людей – она шире, чем общность людей, которые доверяют «Единой России».
О.ЖУРАВЛЕВА: Потому что у «Единой России» есть уже конкретные достижения, скажем так.
К.РЕМЧУКОВ: Ну, не знаю. Потому что, может быть, лидеры не нравятся. Может, они не такие выразительные, не такие харизматичные, не такие разведчики.
О.ЖУРАВЛЕВА: Ну, вот, я это, собственно, от вас и хотела услышать. То есть, вот, чем руководствуется человек? Если «Единая Россия» его не устраивает как лифт...
К.РЕМЧУКОВ: Почему? Я вам еще раз говорю, я руководствуюсь тем, что отношение к Путину...
О.ЖУРАВЛЕВА: К Путину у него такое, вот, как бы...
К.РЕМЧУКОВ: ...к Путину лучше, чем к «Единой России».