От Artur Ответить на сообщение
К Pokrovsky~stanislav
Дата 13.04.2011 16:22:58 Найти в дереве
Рубрики Образы будущего; Идеология; Школа; Культура; Версия для печати

Вы говорите о собственной оригинальной философии

Собственная система понятий, о которой вы говорите, это и есть собственная оригинальная философия. Об этом ещё родоначальник славянофилов Хомяков говорил.

Но философии так просто не рождаются, я уже несколько раз рассказывал об этом на исторически известных примерах.

Вот отрывок из моей статьи на эту тему: https://vif2ne.org/nvz/forum/archive/284/284805.htm:

Такой стране как Россия жизненно необходима своя философия высокого уровня - за 200 лет со времён Хомякова, говорившего о том, что русским нужна собственная оригинальная философия с своим оригинальным понятийным аппаратом, ничего так и не изменилось, русские лишь повторяют и перелицовывают задворки европейских философий, от которых в Европе уже отказались. В чём здесь проблема - русские необразованны, ленивы, плохо организованны ?
Насколько я знаю, есть несколько примеров создания философий - в Древней Греции, в Индии, в Китае, у евреев. Рождение китайской философии выглядит как реакция культуры страны на уже созревшие процессы в Индии, озвученная двумя китайскими гениями - Лао Цзы и Конфуцием.
Индусы, свою философию, т.е философию максимально выражающие волю и стремления своего народа, создавали столетиями, и в в конце этого процесса ими было создано 6 философских школ, охватывающих разные аспекты философии - познание, логику, развитие. Для того, что бы эти 6 школ описывающих разные области общего поля мировоззрения слились в одну непротиворечивую философию понадобилось вмешательство гения Будды, создавшего свою философию и религию, впитавшую в себя множество нитей из традиционных и модернизированных религиозных и философских представлений индусов, но давшем нетрадиционное и по тому не приемлемое для индийской культуры решение. В целях упрощения понимания своих идей Будда решил не использовать в философии не наблюдаемых понятий - например понятия души, и сделать упор на логичность объяснений. От этого величественного и комплексного решения Будды индийская культура потом отталкивалась полторы тысячи лет, пока наконец не создала свою единую и великую философию, вполне традиционную, где с душой было всё в порядке.

Процесс этот начинался именно с выделения философского содержания религии индусов, выраженной в "Ведах". Поколения за поколением индусы занимались этой работой, пока не родились 6 школ индийской философии. А потом ещё поколение за поколением они сводили все 6 школ в одну. Т.о от начала процесса выделения философии из религии до её окончательного формирования прошло около пары тысяч лет - 80 поколений интеллектуалов, среди которых было множество гениев, были заняты этим проектом. Была ли альтернатива такому подходу - может просто стоило создать философию из головы какого нибудь гения ? Философия, созданная одной личностью, это личная картина мира, которая не может совпасть с общественным представлением об этом мире - это ясно видно на примере Будды и созданного им буддизма. Есть только один путь для создания национальной философии, выражающей интересы всей нации - полное и всестороннее выделение философии из религии, которая в идеале есть полное и всестороннее изложение духовной системы общества.

Как я уже сказал, китайская культура отреагировала уже на достаточно развитые продукты такой духовной переработки индусами своей религии - они реагировали на буддизм и на 6 школ индийской философии, и имея много общего с индусами в духовной жизни они сэкономили кучу времени и усилий.
Похожий с индусами путь прошли евреи, хотя конечный результат у них выразился не в философии, а в традициях комментирования своей религии.
.......................

Я хочу сказать, жизнь показывает, что философия создаётся как результат труда над системой, уже содержащей душу и сердце своего народа - над религией, и рождается трудами многих поколений людей.
Из этого правила нет исключений. Лао Цзы, Будда и Конфуций уже опирались на уже оформленные или ещё полуоформленные школы философии в Индии.
Фактически ни один гений не может с нуля уловить душу своего народа, даже работая над религиозными текстами.

А тут в пределах времени жизни одного форума, СГКМ сначала сдал в утиль Зиновьева, ещё при его же жизни, а потом и Гумилёва. Т.е интеллектуальная и духовная преемственность между поколениями русской интеллигенции нулевая.