|
От
|
И.Т.
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
08.07.2009 00:25:22
|
|
Рубрики
|
Прочее; Тексты;
|
|
В.И. Юдин. " Сохранить жизнь на Земле!" и др. статьи из его сборника
Популярно о новой философии
Действия и поступки человека побуждаются желаниями им осознанными или не осознанными (хочу или нужно). Наши желания диктуются материальными, духовными или эстетическими ценностями, которые отдаёт предпочтение, по разному воспитанный, человек. Сумма предпочтительных ценностей, воспитанных в человеке определяет его характер, поведение в той или иной обстановке (ситуации). Человек может быть добрым или злым. Эта духовная ценность проявляется в поведении человека добрыми или злыми поступками по отношению к окружающим.
Предпочтительные материальные ценности проявляются, например, в желании человека курить, выпивать алкогольные напитки, или ремонтировать свой автомобиль, лёжа под ним, купить модную (не всегда необходимую в потреблении) вещь и т.д.
Эстетические ценности проявляются, например, в желании прочитать интересную книгу, просмотреть иллюстрации произведений великих художников, прослушать понравившиеся музыкальные произведения, посмотреть по ТВ детектив или мелодраму и др.
Мир ценностей, которые производит человечество, чрезвычайно разнообразен и предпочтение в их выборе для потребления определяется воспитанностью человека, его характером. Безграничные возможности в предложении человеку разнообразия ценностей – характерная особенность капиталистической рыночной экономики. Стимулятором этого разнообразия является прибыль бизнеса.
Поглощение энергии, движение, защита от агрессии окружающей среды, размножение, познание окружающей среды и другие необходимые функции живого для их жизни и воспроизводства совместно с анализаторами созданы природой в результате длительной эволюции жизни от одноклеточной амёбы до высокоразвитого Homo sapies.
Проявляются эти функции у высокоразвитых живых существ желаниями, удовлетворение которых и обеспечивает их жизнь и воспроизводство.
В отличие от всего живого человек наделен сознанием, которое способно формировать желания человека и удовлетворять их. Такие желания могут соответствовать желаниями инстинктов, а могут и противоречить им. То есть человек сознательно может лишать себя жизни или вредить здоровью. Конечно, это происходит при умышленном подавлении сигналов анализаторов о вредных признаках или искусственном лишении их проявления.
Отмечая эту особенность человека Карл Маркс выразил так отличие его от животного: «Животное хочет того, в чём нуждается, а человек нуждается в том, чего хочет».
Французские учёные марксисты Ж.Делёз и Ф.Гваттари своим философским трудом «Капитализм и физофрения. Анти Эдип» (русский перевод август 2007г.) утвердили рассмотрение социологии с позиции желания (бессознательного), как более глубинного независимого фактора, оказывающего решающее значение не только на поведение человека, но и социальные изменения в обществе.
По их утверждению капитализм создал такую систему удовлетворений желаний человека (часто вредоносных человечеству), которая деформировала сознание людей до опасного предела, подобно шизофрении. В труде дана характеристика современного индустриального капиталистического общества с её рыночной экономикой с позиции Психоанализа, с позиции желания, как глубинного фактора влияния на социальные процессы в таком обществе, его главные движущие силы.
Одновременно с этими выводами французов, немецкий врач психолог (неомарксист, представитель «франкфуртской школы» Психоаналитики» Э.Фромм в 1979году опубликовал свой философский труд «Иметь или Быть» (русский перевод 2000г.), В этом труде Э.Фромм показал порочность капиталистической рыночной экономики, которая своим влиянием на сознание человека оторвала его от природы и подвела человечество к смертельному конфликту с ней, к вымиранию всего живого на Земле, в том числе и человечество. Он показал в каком направлении необходимо менять самого человека, чтобы освободиться от «смертельной удавки».
Каким должно быть общество, которое разрешит социальные конфликты капиталистического общества, обеспечит тесную гармоничную связь с Природой, укрепит здоровый образ жизни человека и, таким образом сохранит жизнь на Земле.
Объединенные в единую «Новую философию жизни» учение позволяет сделать вывод о необходимых изменениях общества:
1.Немедленно отказаться от капиталистической рыночной экономики (не рынок, как средство обмена продукцией), генератора деформации сознания человека. Использовать положительный опыт плановой экономики СССР, сочетая его с мелким предпринимательством, обеспечивающего свободу творчества человека;
2.Учитывая решающую роль воспитанных приоритетных ценностей в формировании желаний человека особую роль определить дошкольным и школьным учреждениям в воспитании гуманных ценностей, гармоничной связи с Землей. Обеспечить такие учреждения грамотными воспитателями, педагогами и создать стимул для их продуктивной работы;
3.СМИ, учреждения культуры и искусства направить на пропаганду здорового образа жизни человека, воспитания в нём высоконравственных, жизнеутверждающих материальных духовных и эстетических ценностей;
4.Ликвидировать частную собственность, формирующего в человеке характер собственника со всеми опасными последствиями для человечества;
5.Используя положительный опыт демократии в различных общественно-экономических формациях построить общество действительно равных возможностей, справедливое ко всем проявлениям творчества человека в общественном труде и личных взаимоотношений;
6.Ликвидировать рыночную систему вознаграждения за труд заменив её оценкой действительных физических, и умственных трудозатрат человека.
Юдин В.И.
31мая 2009г. Г. Запорожье
О труде Делёза и Гватари «Капитализм и шизофрения»
Французские философы Ж.Делёз и Ф.Гватари в 1972 году опубликовали свой совместный филосовский труд «Анти Эдип». В философии жизни этот труд является углублением марксизма, разработанный на основе шизоанализа. Это последнее философское сочинение, которое можно поставить в один ряд с "Метафизикой" Аристотеля, "Государством" Платона, "Суммой теологии" Ф.Аквинского, "Рассуждениями о методе" Р.Декарта, "Критикой чистого разума" И.Канта, "Феноменологией духа" Г.В.Ф.Гегеля, "Так говорил Заратустра" Ф.Ницше, "Бытием и временем" М.Хайдеггера.
Наша идеология сложилась под воздействия изученного нами марксизма, построенного на классовом анализе развития общества. Общество развивается на основе классовых противоречий. Капитализм падет в борьбе с пролетариатом, частная собственность, рождающая главные противоречия перейдет народу и воцарится мир и покой – вот перспектива развития мира по Марксу. Но вот в конце XX века исчез пролетариат, как класс. Пролетариат (рабочий класс) из беднейшего слоя населения превратился в современном машинном производстве (в передовых странах Запада) в класс с материальной обеспеченностью выше среднего. Он стал частичным собственником, владея, хотя и незначительной, долей акций производства. Он потерял, свойственное рабочему классу стремление к революции – насильственной экспроприации собственности. В результате в капиталистическом обществе остался один класс – класс крупных собственников -- буржуазии.
В этих условиях французские философы (фрейдомарксисты) Ж.Делёз и Ф.Гватари в 1972 году опубликовали свой научный труд -- новую философию общества, основанную не на классовом анализе, а на основе психоанализа (шизоанализа) – влияния желания людей на социальные процессы, происходящие в обществе.
В их философии классовый анализ не отменяется, но оказывается второстепенным по отношению к логике самого желания: классовый анализ ограничивается «предсознательным интересом» в то время, как желание относится к более глубокому бессознательному пласту. Буржуазия рассматривается при этом как единственный класс капиталистического общества, которому противостоит не пролетариат, а «группа слияния» (термин Сартра) или «состоявшийся шизофреник». Революционный потенциал сосредотачивается на полюсе маргинальных групп (интеллигенции, молодежи, пенсионеров), а не на полюсе классов. Желание, как бессознательное, привнесено человеку природой и не может изменяться непосредственно внешними факторами. Но интенсивность желание может усиливаться или ослабляться под воздействия осмысливания человеком последствий осуществления желания. Так половое влечение, желание осуществить половой акт, в определённых условиях запрета, может приглушиться нежеланием быть осуждённым обществом.
Желание рабочего вести политическую борьбу против несправедливого присвоения его труда собственником может быть приглушена повышением «хозяйской подачки» и осознанием сравнения своего материального положения с положением маргинальных групп. Ослабленное желание политической борьбы за социальную справедливость подменяется борьбой экономической за улучшение своего благосостояния.
Сегодняшний капитализм создал системный мировой кризис. Системный кризис глобальной цивилизации создал тупиковую ситуацию в отношениях людей с природой и между собой. Человечество поставлено перед выбором или фундаментально изменить эти отношения или сгинуть.
Капиталистический мир создал такой комплекс противоречий, который здравомыслящим людям даёт право категорически сказать «Так дальше жить нельзя».
Раскол общества касается не только политических или идейных, но более фундаментальных мировоззренческих его основ. Этот раскол связан с пониманием того, что такое человек, что такое мир, что такое собственность, каковы идеалы, человеческие ценности и т.д.
Этот кризис обострился после поражения СССР и превращения мира в однополярный.
Капитализм разделил мир на сверх богатый «центр», купающийся в роскоши и «периферию», живущую в 100 раз беднее «центра».
Капитализм безрассудно уничтожает иссякающие ресурсы Земли. Поколение, которому уже не хватит ресурсов, чтобы иметь еду, деньги и работу, родилось
Капитализм узурпировал СМИ, чтобы деформировать сознание людей, убеждая в безальтернативности рыночной экономики. На упоминание о достижениях другой цивилизации (советской) им наложен запрет.
Капитализм насаждает глобализацию в своём понятии, уничтожая разнообразие национальных культур и цивилизаций.
Капитализм породил и побуждает к разрастанию явление терроризма, вселяющий людям постоянный страх за свою жизнь, за сохранение собственности человека, своего жилища мира в регионе, стране
Сегодня трудно назвать сферу нашей повседневной жизни, удовлетворяющую наши элементарные потребности.
Всё охвачено кризисом. Недавно (!4 апреля) в программе «Особое мнение» фанатка капитализма и рыночной экономики госпожа Евгения Альбац заявила -- «Сегодня … практически все мировые институты находятся в кризисе глубочайшем».
Но никто из «капитализаторов и рыночников» не желают задаваться вопросом и, тем более, ответить – «В чём корень сегодняшнего зла, кто или что несет кризисные явления в мире?» На этот вопрос очень убедительно отвечают в своём философском труде «Капитализм и шизофрения» Делёз и Гватари.
В качестве наглядной иллюстрации капиталистического процесса авторы учения избрали «Машину желаний», расположенной на «Теле без органов» по которому протекают жизненные процессы общества – потоки, ограниченные кодами (имеющие объективные характеристики однородности, и территоризации (например, рожденный капитализмом пролетариат). Разрушение кода (раскодирование) ведет к растеканию потока по телу, следствием которого становится разъедание тела, машина останавливается, перекодируется и снова работает. (Сравните с физиологией человека, потребляющего пищу природную (кодированную) и случаи заболевание организма если употребляется яд). Машиной желания при капитализме является его рыночная экономика.
Все жизненные процессы (потоки), протекающие в капиталистическом обществе «раскодированы» -- не отвечают разуму, (не могут быть описаны в связной системе). При капитализме потоки желаний для их обьединения подвержены аксиоматике (условностям, фетиш денег, ожидания эффекта антикризисных мер и т.д.). Такие потоки фактически раскодированы, поэтому общество постоянно сотрясается от частых остановок. Каждый перезапуск машины желания происходит не после перекодирования, а на основе аксиоматики потока.
«Капитализм функционирует как аксиоматика, аксиоматика раскодированных потоков. Все остальные общественные формации функционировали на основе кодирования и территориализации потоков. И между капиталистической машиной, которая вырабатывает аксиоматику раскодированных и детерриторизированных потоков как таковых, и другими общественными формациями существует различие по природе, которое обуславливает то, что капитализм является негативным других обществ»
«Капитализм и шизофрения роднятся общим – и капитализм и шизофрения постоянно пропускают, испускают, перехватывают и концентрируют раскодированные и детерриторизированные потоки. Шизофреник, с его спотыкающейся походкой, делает то же, что и капитализм. В этом завязывается природная тождественность капитализма и шизофреника».
Делёз и Гватари не открыли своей философией двери прогноза на будущее. Но сама жизнь, следуя их методу, подсказывает, что выбор пути должен обосновываться психологическим фактором – желанием человечества.
Желание человека по утверждению Делёза проявляются как первичные бессознательные желания, обеспечивающие жизнь всего живого на Земле ((бессознательное «ОНО) и независимых от внешнего воздействия (только через личное сознание) и двумя другими структурами психики (Я и СверхЯ).. Уместно напомнить утверждение А.А. Зиновьева – социальный человек имеет некоторые желания, рожденные сознанием выживания, которые скрывает, но руководствуется ими в жизни –«меньше дать и больше взять; меньше риска и больше выгоды; меньше ответственности и больше почета; меньше зависимости от других; больше зависимости других от тебя». Амплитуда их проявлений в обществе зависит не от запретительных мер, а от способности населения развить институты воспитания и образования, противостоящие и ограничивающие действия подобных желаний.
Появление капитализма произошло в результате слияние свободной рабочей силы и торгового капитала (на раскодированных потоках феодализма). Родившийся при капитализме рабочий класс ( на основе общего желания борьбы против социальной несправедливости в распределении результатов своего труда) принудил капитализм прибегнуть к мерам гашения этого желания рабочего класса. Он, то есть его капитал, создал новейшие машины, технологии, которые позволили колоссально повысит производительность труда рабочего, значительно повысить уровень материального обеспечения рабочего класса, втянуть его в совладельцы производства, создал профсоюзы и этим самым приглушили желание рабочего класса вести политическую борьбу (раскодированный поток аксиоматизирован)
Производительность труда рабочего в современном производстве настолько велика, что не может быть сравнима с фактической затратой человеческой энергии рабочего для производства продукции без применения современной технологии. Это произошло потому, что прибавочная стоимость созданная рабочими стала складываться с «машинной прибавочной стоимостью».При этом капитал, имея колоссальную прибыль под влиянием экономической борьбы вынужден был повысить стоимость рабочей силы. Чем же обусловлена такая высокая производительность труда рабочего, которая повлияла на повышение стоимости переменного капитала? Рождением машинной прибавочной стоимости, которая зависит прямо не от самих науки и техники, но от капитала. Но капитал это концентрированный труд общества, присвоенный капиталистом, поэтому в оплату труда современного рабочего входит стоимость созданная трудом всего общества (труд создателей машин, которыми управляет рабочий, труд обслуживающего персонала производства, труд персонала обучившего рабочего и т.д.). В этом аксиоматика потока распределения. При таком анализе обостряется и ставится под сомнение система распределения во всём современном капиталистическом обществе. Изменяется положение маргинальных групп общества (не участвующих непосредственно в материальном производстве). Они зачастую переходят из среднего класса (по материальному обеспечению) в класс малоимущих. Особенно это касается работников бюджетной сферы ( содержащейся за счёт налогов с производства). Так средняя зарплата по Украине составляет 986 гривен, а рабочего Запорожстали 2-3 тысячи гривен (2004год). Зарплата бюджетного врача и педагога примерно равна средней зарплате по Украине. Вскрывается суть капиталистической эксплуатации, капитализм эксплуатирует не только и не столько рабочего, но трудящуюся интеллигенцию, бюджетную сферу. Поэтому и сделан авторами вывод о переносе революционного потенциала на маргинальные (периферийные) группы.
В связи с выводами этой философии о роли интеллигенции в преобразовании общества нельзя не восхищаться предвидением А.Грамши, который в своих тюремных тетрадях, написанных в фашистских застенках еще в 1937 году, утверждал роль этой маргинальной группы в расшатывании «культурного ядра», как необходимого условия революции. Именно она, интеллигенция, должна нести народу новые ценности, возбуждающие (в том числе и забываемые, старые) желания народа, необходимые для революционных преобразований. И она – интеллигенция под руководством партии трудящихся, как организованной группы, не только может, но и обязана это сделать во имя светлого будущего человечества. Тем более у неё есть горький опыт свержения Советской власти.
Юдин В.И.. 22.05.2008 г.Запорожье
Сохранить жизнь на Земле !
Мир погрузился во всеобщий кризис. Он вошел в наше сознание, как привычное зло и проявляется в нашей повседневности – в политике властей, в экономике и ценах на рынке, в культуре и падении нравов, в расколе религии и идеологии, в нашем здоровье и смертности народа. Современная цивилизация в своём развитии зашла в тупик. Войны, которых не стало меньше, техногенные катастрофы, невиданные ранее болезни поражают население планеты.
Социологи, политики, экономисты, экологи всё громче говорят о кризисе в мировом масштабе: падение и архаизация нравов человека, снижение здравого взгляда на обыденное, паразитирующее отношение к природе, легкое отношение к потреблению и наслаждениям.
«Получили распространение беспорядочные сексуальные отношения, ставшие доступными в результате появления контрацептивов и распространения абортов («война против детей»), наркотики, гомосексуализм и наркомания, пренебрежение религиозными нормами и гражданским долгом, индивидуализм». Низкая рождаемость в сочетании со старением населения и обусловленное этими причинами вымирание коренного населения западных стран, принявшее форму “демографического пике» (к 2050 году с лица земли исчезнут 23 миллиона немцев, 16 миллиона итальянцев и 30 миллиона русских)». (Из книги «Смерть Запада» консерватора республиканца США П.Д.Бьюкенена).
Сегодня планета Земля переживает глубокий экологический кризис, означающий неспособность биосферы поддерживать существование шести миллиардов людей без угрозы для неё самой. Люди, наконец, заметили загрязнение Мирового океана и водоёмов суши, равно как и уменьшение запасов пресной воды, невозобновляемых сырьевых и энергетических ресурсов.
Термодинамические расчеты показывают, что на сохранение устойчивости биосферных комплексов каждая страна должна ежегодно тратить больше половины национального дохода, сейчас в лучшем случае лишь 5–7%.
Только за 25 лет (1970–1995 гг.) человечество уничтожило треть имеющихся природных ресурсов.
Дальнейший экономический рост с увеличением потребления энергии и природных ресурсов может подтвердить прогноз, по которому человечество как биологический вид вряд ли имеет перспективу полноценного биологического существования после 2030 г.
Продолжает расти контраст в уровне жизни людей на Земле. Разность в уровне богатства и бедности достиг 100 крат. Роскошь и голод сожительствуют одновременно как внутри стран так и между цивилизованными и неразвитыми странами.
Можно продолжать характеристику негативов нашей жизни на Земле. Их множество, но у них есть первопричина нарождения. Этой первопричиной, ускоряющей негативные процессы на Земле является капиталистическая рыночная экономика.
«Западная модель развития более не подходит ни для кого…» заявил Морис Стронг - Ген.сек. Международной конференции по экологии в 1992году (Рио-92).
Все эти негативные явления мы переживаем у себя. Промышленное производство в стране замерло на уровне 18 летней давности, совершенствования производства нет и не предвидится, сельское хозяйство, особенно животноводство, разорено, строительство жилья замерло (накануне полного износа советского ЖКХ), растет контраст жизненного уровня людей, доживает свой век лучшая в мире организационная структура здравоохранения СССР, практически уничтожена структура культурного обслуживания народа. Питаемся (вернее отравляемся) мы суррогатами в прекрасной упаковке. Зато радуемся широкому ассортименту заморской продукции в маркетингах, которая в большинстве своём изготовлена из искусственных материалов и грозит нам аллергией или отравлениями. Страна из богатой УССР превратилась за эти годы в бедную, но «независимую» Украину. Надежда на Запад? Но и на Западе происходит разрушение их процветания. Американский буржуа – республиканец П.Беконнен своей книгой «Смерть Запада», как сказано выше, поднял настоящую тревогу по поводу сохранения будущего «процветающего» капитализма.
Жизнь явно не радует сегодняшним днём, а что ждет нас «завтра»? Есть ли какие то перспективы выхода из этого гнетущего состояния? И на наших глазах происходит вымирание человечества, подрывается иммунная защитная система человека. Сегодня нам плохо, а завтра нас просто не будет. Но ведь после нас остаются наши потомки ! Неужели они обречены?
Все мы понимаем сложность, даже трагичность, сложившегося по нашей воле всеобщего кризиса. Но как из него выйти? Взывать к разуму каждого человека бесполезно, каждый в отдельности ничего радикального сделать не может.
В том и кроется трагедия, что перспектив выхода из тупика в условиях сохранения рыночной экономики ни теоретических ни практических нет?!
Кризис имеет глубокие, крепкие разрастающиеся корни, кроется в пороках капиталистической рыночной экономики, в деформированном сознании людей. Он прогрессирует и грозит существованию жизни человечества, поэтому его разрешение крайне необходимо и чем раньше будут приняты радикальные меры, тем менее болезненно обойдется людям. Такой вывод сделан еще в 1992году на международной конференции ученых в Рио-де-Жанейро. С тех пор прошло уже 16 лет, реальных радикальных мер предпринято не было, а важнейшие факторы углубления кризиса, такие как деформация экологии, природные катаклизмы, стали тревожить уже не только ученых прогнозистов, но и простых людей. Стихии уже наносят такой ущерб людям, который возместить бюджетом страны становится невозможным, и возникают всё чаще и становятся всё грознее. Не за горами и новые «спитаки», «новые орлеаны» (предлагается самостоятельно проанализировать эффективность восстановления разрушений).
Научные разработки в области психологии человека, рассмотрение социальных проблем с позиции неофрейдизма позволяют иначе оценивать кризисные явления в обществе, истоки рождения и пути выхода из них.
Капиталистическая рыночная экономика при всей её кажущейся прогрессивности и безальтернативности производит революционный переворот в сознании человека, создав (на аксиоматике) новые ценности, не отвечающие порой здравому смыслу. Эти ценности (деньги, беспредельное потребительство, стремление к обогащению, всевозможные, даже неиспользуемые, предметы потребления и др.) рождают все новые и новые желания, удовлетворение которых зачастую вредно для человека. Но сама капиталистическая рыночная экономика через рекламу и СМИ не только постоянно порождает новые желания, но и вселяет страх перед каждодневной действительностью, страх «завтрашнего дня», страх бедности, страх одиночества.
При таком состоянии психики человек не думает о перспективе жизни, паразитически относится к природе, теряет гуманизм, альтруизм, игнорирует общественные интересы. Каковы глубинные причины кризиса? Каковы пути выхода из него?
Причины очевидны, о них умеренно говорят средства массовой информации:
1. Исчерпание земных ресурсов для поддержания жизни 6,5 млрд человек;
2. Недопустимое (накапливаемое) загрязнение природы и атмосферы Земли;
3. Ослабление биологической защищенности человека.
4. Развращенность человечества в потребительстве и нарушение биологической связи с природой.
В чём же видится выход из кризиса?
1. Необходимо изменить общественное сознание людей и, прежде всего, отношение человека к природе.
2. Изменить структуру производства и потребления в мире, привести их в соответствие с биологическими потребностями человека, освободив Землю от чрезмерной нагрузки при производства необязательных, особенно вредных живому организму, предметов потребления;
3.Научно обосновать и найти формы гуманного регулирования численности народонаселения на Земле;
4. Необходимость мировых (по объему) капитальных вложений в восстановление разрушенной природной системы.
5. Отказаться от капиталистической рыночной экономики (вывод Рио-92), заменив её научно обоснованным (для выживания человечества) планом и подчинить ему свободную конкуренцию в разработке наукоемких, ресурсо и энергосберегающих технологий производства физиологически необходимой продукции для обеспечения здорового образа жизни людей.
Всё это требует издержек при перестройке производства, на что частные производители никогда не пойдут. Не мыслимо для ТНК сокращать (тем более закрывать) автомобильное производство с двигателями внутреннего сгорания, выбрасывающих более 70% энергии в атмосферу, при сегодняшнем деформированном спросе.
Предполагаемые меры в реализации являются непростыми и непопулярными для народа, а в условиях существующей капиталистической рыночной системы вообще невозможны.
Такой вывод позволяют сделать результаты трудов современных учёных психологов.
Предполагаемые меры, в конечном счете, сводятся к воздействию на сознание людей с целью восстановления трезвого взгляда на место человека в природе, понимания необходимых ограничений потребления, проявляя альтруизм по отношении ко всему живому на Земле.
Для решения этих проблем нужно государственное вмешательство против манипуляции сознанием человека, регулирование производства и потребления и, главное, восстановления трезвого взгляда на жизнь и поведения людей. Решающую роль в разрешении этой проблемы имеют средства массовой информации, интеллигенция имеющая непосредственное отношение к воспитанию человека.
Но для этого нужно чётко обозначить те ценности, которые обеспечат будущее человечества, их популяризация.
Необходима не только критика и отказ от капиталистических ценностей и самой рыночной системы, но и проект того жизнеустройства, который разрешит возникшие проблемы. Обновлённый социализм (коллективистский), со смешанной экономикой (преобладанием планового государственного регулирования), с целью «удовлетворения постоянно растущих, физиологически необходимых, потребностей человека, с организованной (частично) системой воспитания человека на научной основе – не единственная, но наиболее подходящая социальная система жизнеустройства.
Юдин В.И г.Запорожье 25 июля 2008года