>- Бесспорно, но речь шла о произволе и праве. Это меня зацепило.
>- Тоже согласен. Однако, хочется мне акцент поставить на необходимости понимании прав(а), а не на страхе перед силой диктующей права. Это я пытался сказать.
Я предлагаю синтезировать. Безусловно, право есть нечто отличающееся от произвола. Но бессильное право - ничего не стоит. Право суть то, что может поддерживаться силой.
А теперь я ввожу понятие ПРАВЕДНАЯ СИЛА. Это понятие не новое, а наоборот очень хорошо забытое старое. Индоевропейское понятие, обозначавшееся словом РАМО. Праведная сила, правильное ограничение, праведная власть, праведный порядок.
Это слово до нас донес индийский эпос "Рамайама" и русские слова "раменье", "раменское", рамка.
Противоположностью "праведной силе" была "злая сила". Но до слова, ее обозначающего, я пока не докопался.
Понятие "праведной силы" было целостным, включавшим и техническую, и физическую, и государственно-организационную и морально-этическую составляющие.
Если СИЛА ПРАВЕДНАЯ, то у нее есть не просто право, но обязанность правого суда - ситуационного решения, несущего в себе и возмездие злу, и воспитательную составляющую, и меры по ограничению возможности воспроизведения того, что подлежит искоренению, и частные решения по частично виновным, и поощрение победителей зла.
Поскольку сила является праведной, то она сама по себе не опускается до римского "горе побежденным". Она сама способна принять максимально мудрое и взвешенное решение, без мягкотелости и всепрощенчества, но и без произвола. С учетом интересов или наоборот вины третьих сил, не способных ни себя защитить, ни тем более защитить в будущем установленный правосудием победителей правопорядок.
"Праведная сила" - суть единственный источник права, поскольку она сама в ходе выяснения отношений со злой силой, продемонстрировала соблюдение со своей стороны права и правды.
В полемике вокруг темы второй мировой войны смысл очень многого становится понятным именно при использовании понятия "праведная сила".
Если это просто сила, которая в виду того, что она сила, назначила себе удобный вариант решения, где-то проигнорировав естественное право, то можно и оспаривать ее решение.
Если же эта сила праведная, совершающая правый суд над побежденными, то навсегда закрывается и вопрос о японских островах, и о Восточной Пруссии, и о западных землях Польши.
Так вот, смысл того же резунизма, смысл разглагольствований вокруг пакта Рибентропа-Молотова, вокруг Варшавского восстания, - в том, чтобы представить важнейшего победителя второй мировой просто победителем(так карты на стол легли) - вместо праведной силы, которая получала вместе с победой жезл правосудия, решения которого неоспоримы.