|
От
|
Катрин
|
|
К
|
Катрин
|
|
Дата
|
26.03.2009 17:32:08
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Еще статья о школе
Статья опубликована в одном из выпусков газеты МЦР в 2002 г.
МОЯ ШКОЛА НА ВАСИЛЬЕВСКОМ
Кусков В. Д., выпускник школы № 5 в 1951 г.
Учился с 1948 по 1951 год
В 5 среднюю школу на Васильевском я пришел в 8 м классе после 7 лет обучения в 56 школе г. Алма Ата. Школы 10 и 56 г. Алма Ата считались лидирующими среди школ города. Закончил я 7 милетку с хорошими и отличными оценками с преобладанием отличных. В 5 школу я был определен по территориальной близости к моему дому. Дом, в котором жили мои родители и деды, был на Большом проспекте в 2 х кварталах от 14 линии, на которой находилась моя школа.
Внутренний облик школы произвел на меня впечатление храма. Совершенно необычное расположение помещений. На всех этажах — большие высокие залы, в которые выходили классы, парадная лестница с большими медными шарами. Мраморные доски на площадке 4 го этажа с фамилиями окончивших школу. Заканчивая 10 й класс, мы тоже думали и даже знали простенок, в котором будет память о нашем 10Б классе. Но наибольшее впечатление произвели кабинеты и лекционная аудитория кабинета физики и химии.
Это был университетский амфитеатр с кафедрой, опускаемыми грифельными досками, окованными медью, раскрывавшимися "книжкой", так что у доски могло быть несколько учеников, одновременно решающих задачу. Лабораторная часть кабинетов физики и химии имела два отделения. В первом организовывались лабораторные работы по предмету, во втором было святое место — пантеон демонстрационных и измерительных приборов. В кабинете химии — добротные вытяжные шкафы, в которых нам разрешалось производить химические опыты в широком диапазоне химических реакций и химических реактивов.
Строгие подтянутые преподаватели, подчеркнуто вежливое обращение с учениками: только на "Вы". И даже, если ученик очень досаждал преподавателю и мешал проведению урока (а это бывало), то и при этом обращение было: "Кондриков! Пожалуйста, выйдите из класса!". Все затихали и попытки отменить решение учителя были напрасны.
Поступив в школу с "отличными" и "хорошими" оценками, я полагал, что обучение в 5 школе будет мало отличаться от Алма Атинской. Однако, первая четверть закончилась для меня более чем плачевно, на фоне успехов "аборигенов". По одному из главных предметов — русскому языку — меня оценили в первой четверти на "1". Обучение для меня во многом началось как бы заново. И только в середине 9 го класса преподаватель немецкого языка Агнесса Яковлевна сказала мне, что только теперь у меня твердая тройка. Школы Агнессы Яковлевны мне впоследствии было достаточно для самостоятельного изучения немецкого языка по программе кандидатского минимума.
Не менее необычными были занятия по физике. Мы располагались в лекционной аудитории и слушали лекции по физике на университетском уровне. Заканчивая раздел темы, Исай Яковлевич Клейман останавливал объяснение и задиктовывал определения излагаемого явления и суть закона. К окончанию 10 го класса мы владели достаточным опытом слушания лекций, ведения конспектов и достаточной способностью к самостоятельному изучению учебных дисциплин. В последствии, при переходе со строительного факультета на радиотехнический факультет в Академии им. Можайского мне было под силу самостоятельно изучить и досдать 12 предметов.
Другая школа была на уроках математики. На уроках геометрии Василий Степанович Неверовский удивительно педантично и неторопливо вкладывал в наше сознание аксиоматику геометрии по учебнику Киселева, отдав этому разделу и доказательствам и самой методологии доказательств первых теорем большую часть времени. В последующем, встречаясь с новыми дисциплинами, я тратил на детальное уяснение основ предмета львиную долю времени. Позже я понял, что такой подход к изучению предметов, заложенный в классической геометрии, воплощает в себе методологию изучения всех аксиоматических построений наук. Все точные науки построены на фундаменте аксиом (постулатов), закладываемых в данную дисциплину. Однажды познав эту методологию, можно подходить к любому предмету. В качестве подтверждения мне довелось помочь ученику, получившему переэкзаменовку по геометрии на осень. Начав с ним заниматься, стало сразу же ясно, что он не понимает значения аксиом и первых теорем планиметрии. Пройдя со мной за 2 занятия этот материал, в дальнейшей помощи он уже не нуждался.
В 1948—1950 гг. мы отмечали 45—48 летние юбилеи педагогической деятельности наших учителей математики, физики. Теперь мы понимаем, что они принесли в наше время дух обучения гимназии К. Мая. Но об этом мы узнали значительно позже, благодаря инициативе академика Д. С. Лихачева. Было частично восстановлено прошлое нашего учебного заведения, и, чем дальше уходит время, тем больше мы осознаем, особенно в сравнении с современным образованием,. значение русской школы образования, сложившейся с середины XIX века по 20 е годы XX века в учебных заведениях — гимназиях и реальных училищах, аналогичных школе на Васильевском. Этому вопросу следует уделить особое внимание.
К середине XIX века в России наблюдался упадок в качестве обычного начального обучения. И это было стимулом к возникновению частных школ, воплощавших лучшие традиции обучения немецкой педантичной школы и русского филосовско-созерцательного мышления. Соединение этих двух начал и положило основы школы, а в последствии гимназии, Карла Мая. (Дух российской школы к середине XIX века хорошо воспроизведен в "Очерках бурсы" Г. Помяловского). Так возникли частные школы, превратившиеся в гимназии и реальные училища. К началу XX века гимназическое образование достигает расцвета и становится основным базовым образованием поступающих в университеты Москвы и Санкт Петербурга.
Что сформировалось как самое характерное для гимназического образования? Оказывается, только через 100 лет можно оценить по достоинству то, что было тогда совершенно обычным естественным подходом к обучению. Восстанавливая суть этого естественного подхода выражалась формулой отношения к ученику: "Сначала любить, потом учить". Любовь к ученику выражалась не только глубиной душевного отношения (что маленький человек воспринимает особо чутко), а умением излагать предмет и рассказывать о нем с любовью, вызывая у слушающих интерес, удивление и чувство любопытства и желание узнать еще. На этом фоне детям преподавались основы знаний в объеме прочного усвоения, заложив фундамент знания в виде основных понятий, фундаментальных законов и самостоятельного решения задач в домашних заданиях и обязательно "у доски", на глазах преподавателя и всего класса. Нужно было всем пройти через "чистилище" знаний "у доски" для фундаментальной проверки знаний. В этом процессе вырабатывался третий элемент обучения — учить учиться. Научиться самостоятельно решать задачу вело к следующему этапу — научить учиться — открывать новый учебник или книгу уже не страшно, но интересно!ё
Но! Чтобы заинтересовать чем-то в процессе обучения был специальный предмет "внеклассное чтение" в виде обзорных лекций преподавателей, который в общие учебные планы не входил. Они не были "обязаловкой" и потому они были интересны. Они пробуждали интерес и любопытство и, в конечном итоге, к окончанию школы формировалась целеустремленность к виду деятельности, профессии, предмету науки. Мой 10Б класс был предметом и профессионально четко ориентирован на направления жизненного пути, куда поступать учиться дальше и что потом делать. Все выпускники поступили учиться в выбранные ВУЗы без "осечек". Встречаясь через 50 лет после окончания школы, все выпускники следовали выбранному пути и, в зависимости от условий, обстоятельств, собственной настойчивости, прошли по своему пути этапы дальнейшего личного постижения знаний (уровней научной квалификации) и последующие ступени организаторской и руководящей деятельности в избранной еще в школе области.
Наши преподаватели следили за степенью усвояемости предметов и, если у кого-то из учеников обнаруживались пробелы, к этим моментам возвращались (не останавливая общей программы) в виде дополнительных заданий и дополнительных вызовов к доске.
По воспоминаниям многих выпускников разных годов обучения прослеживается такая закономерность. Учившиеся утверждают, что они приобрели за время обучения в школе на Васильевском 80% фундаментальных и мировоззренческих основ и только 20% — то, что они приобрели, углубляя свои знания в высших учебных заведениях и в их последующей деятельности. Обучавшиеся в моей школе в начале XX века обрели на всю оставшуюся жизнь удивительную целеустремленность в достижении целей жизни в личной и общественно-значимой деятельности. Примером такого жизненного пути служит Николай Константинович Рерих и плеяда (более 100 человек) выдающихся деятелей науки, искусства, государственных дел, которую "замыкает" "последний из могикан" Дмитрий Сергеевич Лихачев. Можно смело утверждать, что всеобщий ренессанс во всех областях наук, искусства, культуры на рубеже XX века в России был обязан целеустремленностью людей этой эпохи, получивших становление в школах-гимназиях, аналогичных школе на Васильевском. Люди этой эпохи были верны избранному пути. Либо это были открытия (Таблица Менделеева, изобретение радио, промышленное электричество — трехфазные системы и др.), музыка, литература, философия, либо, в зависимости были ли это создатели или разрушители (революционеры), то до "конца". Середины не могло быть. Созидательный путь Рерихов заложил основы миропонимания нового планетарного мышления. О силе целеустремленности людей этой эпохи могу судить по жизненному опыту своей фамилии.
Мой дед Павел Платонович Кусков был преподавателем математики в женской гимназии (тоже на Васильевском), мой отец 1906 года рождения проходил начальное образование во втором десятилетии XX века. У меня есть предположение, что это было тоже в гимназии Мая (как ближайшем к дому учебном заведении). О целеустремленности своего отца могу сказать, что, закончив ЛИИЖТ (Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта) на всю жизнь "заболел" проблемой автоматизации движения железнодорожного транспорта, став автором, разработчиком и организатором работ по внедрению на железной дороге систем маршрутно-релейной централизации. Процесс от разработки до принятия решения о полной реконструкции занял время от 1934 до 1949 года (государственное признание — лауреат Сталинской премии). В последующем он уезжает на 10 лет в Китай для осуществления научного руководства разработками по автоматизации железных дорог Китая.
По отношению к себе могу сказать, что в этой части природа меня наделила целенаправленной волей к достижению цели по стратегически важным вопросам на десятилетия и более до достижения поставленной цели.
Воспоминания о своей школе, ее прошлом, об образовании вообще и размышления о плодах "просвещения" за период с середины XIX века привели к довольно неожиданному видению влияния качества школьного образования на большие социальные макропроцессы.
1. Начало XX века характеризуется бурной активизацией интеллигенции (интеллигенция этого периода — воспитанники гимназий, университетов). Огромный спектр интересов, активность от создания до разрушения. Этот период можно назвать периодом "горя от ума". Революционные процессы в России были рождены интеллигенцией с уровнем высочайшего образования. И, если естественно-научные достижения были велики и продвигались по восходящей линии, то социально-общественные и государственные взгляды и концепции рушились и представляли бифуркационный процесс (как теперь называется то, что происходит в наши дни). Наиболее сильной и теоретически обоснованной оказывается линия сознательной революции, которая и побеждает (тогда противостоять силе идей революции не могло ни одно движение, ни одна партия).
2. После Октября патриотически настроенные образованные созидатели, интеллигенция прикладывает все свои силы к строительству нового государства и нового социального уклада жизни, увлекает народ России на величайшее созидание, которое делает страну к 40 м годам великой индустриальной страной мира, полностью ликвидировавшей неграмотность, строящую школы, библиотеки, университеты, Культуру.
3. Наступают 60 е годы и в России появляются признаки торможения, спада и далее к 2000 году деградации во всех областях жизни и деятельности. На этом моменте можно остановиться и оглянуться назад — к этому времени созидатели, интеллигенция 20 х годов, возглавившая триумфальное развитие страны, к 60 м годам выполнив свою функцию, уходит со сцены активной жизни. А далее приходит на смену новая интеллигенция, уже не учившаяся в "школах на Васильевском", имеющая уже другие традиции познания личного и общественного продвижения, не имеющая образованности и целеустремленности. Мы называем эту эпоху эпохой выросших "комсомольских руководителей". И этим все сказано. С этого момента в стране мы не видим лидеров созидательной деятельности в промышленности, науке, литературе. Приходит новая эпоха — эпоха детей "великих" отцов. Начинается эпоха бифуркационной деградации, заканчивающаяся появлением интеллигенции под названием "новые русские". В социальном опросе "Что угрожает России сегодня" 99,1% ответов занимают неспособность России решать свои внутренние проблемы.
Моя интерпретация изложенного — гимназическая школа российского образования, сложившаяся в XIX веке и начале XX века создала такой интеллектуальный пласт в обществе, позволивший России выйти к середине XX века на уровень мировой державы. Завершив свою историческую миссию, этот интеллектуальный "пласт" ушел, и у него принять эстафету было уже некому. Пришедшая интеллигенция была уже другого характера — она не владела силой целеустремленности продвижения предыдущих. И мы утонули в пучине бюрократии. Здесь был повинен Советский Союз, не сумевший оценить величие российской школы, заменив ее просто "всеобучем". Последствия заставили себя ждать 50 лет. В этом случае с российским образованием, чем дальше уходит время, тем становится виднее. Виднее становится, хотим мы того или не хотим, образование также имеет свою цикличность подъемов и спадов. Можно утверждать, что этот период составляет 150 лет и сейчас мы находимся в точке эквивалентной середине XIX века. И, по-видимому, наша заслуга будет состоять в осмыслении этого явления и выходе на путь следующего подъема на "плечах" успехов предыдущего. Мне могут возразить, что теперь не то время что 100 лет назад, что теперь кругом сотовые телефоны и компьютеры, и зачем нам нужна какая-то геометрия Киселева, не нужна "перьевая ручка" и, вообще сегодня по учебнику Питерсон мы в 3-м классе познаем основы теории множеств Гильберта и Бернайса (не умея умножать и делить столбиком, потому что это не соответствует современной методике). Может быть возражающие в чем-то и правы, но существуют психологические и логические основы и ступени становления обучения, самостоятельности, активности и деятельности, которые реализовывались в России образованием XIX и началом XX века наилучшем образом.
В настоящее время поисков выхода из сложившегося состояния нации и государства Российского наряду с промышленными и экономическими проблемами проблема образования занимает не последнее место. Можно с уверенностью сказать, что опыт классического российского образования в современной школе утрачен. Школы сегодня называют гимназиями, лицеями, их можно назвать как угодно, но смысл от этого не изменится и сущность останется.
Итогом данного повествования сформировалась мысль о необходимости восстановления опыта образования дореволюционных гимназий и реальных училищ, собирания по крупицам публикаций учителей, опыта школ и безусловно людей, захвативших частично обучение у педагогов того времени. Вопрос настолько важен, что его решение может быть только по пути физического восстановления школы № 5 на Васильевском острове на 14 й линии в ее первозданном виде и создания на ее основе института изучения русской школы, выявления скрытых временем путей становления из молодого человека русича, российского интеллигента. Положить начало этой работе должен небольшой коллектив "учеников", обучавшихся до 50 х годов и сохранивших дух этого заведения. Иначе время заставит все начинать сначала и это становление без прошлого опыта займет как и в предыдущей эпохе уже не более 50 лет. Есть ли это время сегодня?.