От Pokrovsky~stanislav Ответить на сообщение
К Ф.А.Ф.
Дата 11.02.2009 20:31:52 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Версия для печати

Re: у вас...

>Это Ваша специализация. Вы же пытаетесь обосновать тут оригинальную версию о копировании запуске в
производство двигателей за полгода...

vld Вам сказал, в СССР достаточно долго работали над созданием двигателя. Не получалось. В таких случаях обычно дело упирается буквально в одну проблему, которая не проламывается традиционными подходами. Нужна находка. Винтик, вовремя вставленный в нужное место.
Все остальное делать уже умели. Небольшая перестройка производства под другие типоразмеры трудностей не вызывала.

Таким винтиком для реактивного двигателестроения оказался жаропрочный никелевый сплав. Все остальное делалось. Структуру ТРД я вполне нормально представляю. Меня этому попросту учили. Не в вузе, а в армии - в школе младших авиационных специалистов, куда я пришел с приличным знанием физики. Я по этому образованию механик по самолету и двигателю. А потом все это закрепилось уже в вузовском образовании, включавшем и материаловедение, и механику жидкости и газа, и теорию турбин.

Так вот, сложность двигателя состоит в получении правильных потоков воздуха и газов сгорания топлива через сечения лопаток турбины. При этом сами лопатки должны обладать необходимой жаропрочностью, выдерживающей в течение необходимого ресурса нагрузки в том температурном поле, в котором они оказываются.
Все остальное - достаточно стандартно.

Самый ответственный, критичный для всей конструкции элемент - лопатка. Которая имеет замок и вставляется в соответствующий паз.
Технологию изготовления лопаток я рассказал. Приблизительная штамповка. И ручная доводка формы до необходимой. Типоразмеров лопаток в турбине две-три, не более.
Остальные элементы - особо критичными не являются. Они срисовываются и делаются из вполне освоенных сталей обычными технологиями.
Поскольку англичане уже решили вопрос о потоках, то копирование этих легковоспроизводимых элементов - автоматически обеспечивает газодинамику двигателя. Под вопросом оказывается только технология обеспечения жаропрочности лопаток.
Как я уже говорил, англичане сами не знали, как и почему у них это получилось.
А Кишкин сумел воспроизвести материал и понять, как его заставить быть жаропрочным. Это и был тот самый винтик в нужном месте в нужное время.
После этого вопрос о налаживании производства аналога уже не стоял.

Такое можно сделать за полгода. А можно вообще никогда не сделать. Вопрос только в наличии человека, который способен ответить на один, но единственно важный, вопрос. Таким человеком оказался Кишкин.
В 30-е годы, кстати, именно он сделал знаменитую броню для Ил-2, которую потом англичане и американцы слизывали с упавшего в их зоне оккупации советского штурмовика.

Фигура гениальная. Задачи ему с тридцатых годов ставил лично Сталин. А задачи Сталин ставить умел. И людей, способных их решать, - умел изыскивать и поднимать. В чем, собственно, и секрет гениального же прорыва СССР вверх при Сталине. - В его человеческом умении находить и приставлять к делу Кишкиных, Курчатовых, Королевых, Туполевых, Рокоссовских...