От Антон Совет Ответить на сообщение
К Антон Совет
Дата 21.01.2009 20:15:08 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Идеология; Хозяйство; Версия для печати

П.38. Набросок картины цены

Начато: 20.01.2009 11:26

В П.37 я все излагал на примере двух товаров, но вчера подумал, что неплохо бы ситуацию упростить. Взяв не стоимость товара, а ее часть (в моей трактовке), то есть, его цену.

И попробовать изобразить обстановку не с глобальных позиций, а с точки зрения продавца товара. В качестве которого использовать себя. Для упрощения изложения. Хотя это и приведет к множественному яканью. Но оно укорачивает называние субъекта торгов, и здесь будет уместно.

Кроме того, мне нужно постараться выдавить из себя по капле «раба». Раба мнения, что только другие виноваты в том, что я до сих пор не доказал правильность своих теорий. Постараться избежать раздражения, которое стало у меня, наверное, следствием трудных московских лет. А может быть, и возраста. Как говорится, уже за 50, а еще ничего на этой земле стоящего не сделано. В области теории, конечно.

То, что есть, это пока лишь потенции. Которые еще должны быть доказаны и приняты людьми. Тогда эти идеи станут действительными. В смысле применения. Пока же это только художества очередного спасителя мира. Помешанного на своих пророчествах. Да к тому же еще и обиженного на весь свет. За то, что он, нехороший, не принимает и не понимает его великие предложения. Ха! Идеи, несущие человечеству избавление от страданий и процветание. По глубокому убеждению каждого сдвинутого по фазе Спасителя.

1. ЦЕНА ТОВАРА И СТОИМОСТЬ

Согласно моей теории стоимость вообще есть соотношение двух товаров, их множеств, количеств. Стоимость конкретного товара – это часть стоимости вообще. То есть, отдельное отношение в составе соотношения. Возникающее тогда, когда мы становимся на позицию одного из владельцев товара и рассматриваем только отношение к ЕГО товару другого товара. Отбрасывая отношение обратное.

Ясно, что в действительности соотношение товаров существует как единое, нераздельное целое. Его невозможно разорвать. Ибо всегда один товар относится субъектами к другому, а другой – к первому. Разорвать соотношение и работать с отдельным отношением можно только в абстракции, только упростив картинку, только отбросив из нее некоторые части.

И в этом нет ничего страшного, если мы отдаем себе в этом полный отчет. И постоянно помним об отброшенной части. Просто, это технический прием интеллектуальной работы. Это понимание целого по его частям. Это разбиение большого объема работа на части и последовательное выполнение каждой части одной за другой.

Так вот, стоимость отдельного товара – это отношение к нему другого товара. А цена возникает, когда этот другой товар превращается в деньги. То есть, цена товара есть отношение к нему денег, за которые он продается. Формула:

ЦТ = Д/Т.

Основные математические выкладки по цене можно посмотреть в моем сочинении «Теория цены товара» ( http://sovet14.narod.ru/TCT/TCT.htm ). Но я должен предупредить, что там все изложено чисто математически. То есть, произведено обычное исследование примитивной математической функции. Еще до отъезда в Москву я пытался вдохнуть жизнь, движение в эту вещь, но не получилось.

Теперь я понимаю, что не было главного – именно не было решения вопроса о том, что же, все-таки, приравнивается при обмене товаров. При их продаже. У меня не было вИдения в картине обмена того, что я вижу сейчас. Хотя, надо признаться, полной, окончательной четкости и у меня самого еще нет. Нет той абсолютной уверенности в правильности видения, представлений, которое бывает при работе с техническими изобретениями. Когда ты на основании только рисунков, чертежей можешь со стопроцентной уверенностью сказать, что устройство будет работать и что оно даст именно тот положительный эффект, который ты предсказываешь.

Удивительного здесь ничего нет. Посложнее объектик сейчас у меня, чем любая техническая штучка. Похитрее механизмик будет. Набагато. Як кажут укры.

2. СУЩНОСТЬ ЦЕНЫ

Мое видение цены в глобальном смысле – это представление ее в виде отношения двух множеств: множества денег данного вида и множества товаров одного рода, на которое эти деньги покупатели намерены потратить. В окружении, естественно, двух множеств – собственников денег и владельцев товаров энтих. То есть, в этом смысле представление чисто математическое. Ибо оно использует математическую теорию множеств.

Но представление это не только сухо, но и живо. Потому, что не нужно видеть только скелет, только каркас изображения. Нужно видеть все краски, и движения. Нужно видеть людей, их эмоции. Их огорчения и радости. И нужно проникать разумом в их сознание, в их сердце, чтобы увидеть то, что там происходит. Те бури, что там бушуют, и те тихие гавани, омуты, которые люди тщательно скрывают…

Математически, в основе своей, я вижу и цену. Ибо она у меня есть целое, составлено из двух множеств, между элементами которого устанавливается, как математики выражаются, СООТВЕТСТВИЕ. То есть, устанавливается правило, по которому для каждого элемента одного множества указывается вполне определенный элемент или подмножество другого.

Разве не так и в случае с ценой? Элементом множества товаров является отдельная штука товара или отдельная его единица измерения (кг, метр и т.п.), элементом же множества денег является отдельная его единица. Например, рубль (рб). В процессе торгов множество владельцев товара совместно с множеством обладателей денег и выполняют намеченное математикой. Они каждой единице товара ставят в соответствие определенное количество денег. Или же, ставят некоторым товарам в соответствие ноль денег. Пустое подмножество, как говорят математики. Проще говоря, некоторые товары не покупаются.

У нас есть два множества – Т и Д. Между ними в ходе торгов устанавливается соответствие. Но в случае цены эти множества мы наделяем специфическими чертами. Берем именно отношение денег к товару, а не наоборот. Ибо обратное отношение есть не цена товара, а СТОИМОСТЬ ДЕНЕГ. Величина, показывающая, чего стоит сама единица денег, что за нее могут дать. Поэтому, опять же, следуя математике, мы превращаем соответствие между этими множествами в ОТОБРАЖЕНИЕ множества Д в множество Т.

Я не буду влезать в детали отображения «в» множество и «на» множество, а также разбираться, что во что отображается. Потому, что мы не на уроке математики. Буду говорить проще: каждому элементу множества Т ставится в соответствие некоторое количество элементов из множества Д. Причем, это количество может быть и нулевым. То есть, каждой единице товара в ходе торгов ставится в соответствие некоторое количество денег. Которое может быть и нулевым.

В результате того, что между множеством товаров и денег устанавливается некоторая связь, возникает некоторое новое множество – множество, составленное из двух других – БИСОСТАВНОЕ множество. Множество товарно-денежное. И вот эту-то совокупность я и называю ценой товара, входящего в эту совокупность. А функцию, связывающую товар и деньги в этом новом множестве - ЦЕНОВОЙ ФУНКЦИЕЙ. Зависимостью между Д и Т.

Хотя тут пока есть колебания. В том смысле, ЧТО называть ценовой функцией: зависимость между товаром и деньгами или же зависимость цены как третьего количества от двух других – денег и товара. Ведь тут последовательность такая: есть определенное количество товара – ему в соответствие ставится определенное количество денег – в результате возникает третье количество, как частное от деления второго на первое.

Например, есть 3 штуки (шт) товара у разных продавцов. За них разные покупатели дали 15 рублей, следовательно, цена товара в множественном виде будет равняться отношению 15/3 рб/шт. Но если мы поделим 15 на три, то получим только среднюю цену товара. В том время как действительные цены могут быть такими: 5/1, 6/1 и 4/1.

Совершенно ясно, что говорить о величине цены и о том, чем эта величина определяется можно лишь после того, как точно установлено, ЧТО есть цена по сути своей, лишь после того, как определена СУЩНОСТЬ цены. Профессиональные же экономисты или отказываются искать сущность цены (как создатели и сторонники экономикса), или имеют о ней самые дикие представления. Как, например, это есть у сторонников ТТС. Которые отрывают цену от стоимости и даже утверждают, что цену могут иметь и те товары, что стоимости не имеют. Уму непостижимо!

Но, в любом случае, противоположности сходятся. И те, и другие пользуются примитивным, АБСОЛЮТНЫМ пониманием цены. То есть, мыслят ее только как определенное количество денег. Но, справедливости ради, нужно сказать, что о количестве товара тоже не забывается. Но он всегда берется в единичном виде и не включается в состав самой цены. Что приводит к таким несуразностям, которыми полон и экономикс (см. мои критики этой «науки»), и сочинения марксистов.

Аналогия. Если я говорю, что прошел 5 км, то тут все ясно: путь – величина абсолютная, и измеряется в абсолютных единицах. Но если я скажу, что моя скорость равна пяти км, то я скажу глупость. Ибо нужно в обязательном порядке сказать, ЗА КАКУЮ единицу времени этот путь пройден. Все прекрасно понимают, что скорость есть отношение и в качестве единиц измерения берут отношение путь/время.

Но когда речь идет о цене, то люди не забывают указывать единицу, к которой относятся деньги, но при этом, почему то, не хотят признавать, что цена товара, как и скорость, есть отношение. И что ее нельзя измерять только в единицах денег, но надо измерять отношением деньги/товар.

И только на практике некоторые продавцы догадываются указывать цену в виде отношения. Что, однако, не помогает повернуться мозгам теоретиков в сторону истины. Поразительно!!!

3. МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Вчера, в первоначальном варианте статьи я эту рубрику называл так: «КАРТИНА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ». И пытался изобразить все на конкретном примере моей спекуляции яблоками в прошлом десятилетии. Но еще вчера понял, что слишком длинно получается, и что нужно, лучше, все-таки, в общем виде дело изложить, запланированное. Поэтому вчерашнее содержание рубрики вырезал в «подвал» статьи, а щас выдам новое.

Да, и название статьи «Согласование позиций в торгах на примере цены товара» только что поменял на «Картина цены». Впрочем, на полную картину эта вещь не тянет. Даже на эскиз – тоже. Поэтому добавлю слово «набросок». Так точнее буде.

Так вот, под механизмом ценообразования я понимаю ту часть социальной системы как целого, которая приводит к установлению определенного соответствия между количеством товара на рынке и количеством денег, на которые этот товар обменивается. В него должны быть включены все элементы, которые участвуют в этом деле, которые оказывают влияние на само это соответствие. Здесь же будет упомянуто только о самых главных.

Если мы принимаем, что цена товара есть целое, составленное из количества товара и денег, то, ясно, что ее величина целиком и полностью зависит и определяется этими количествами. То есть, главный фактор, от которого зависит, КАКОЙ будет величина цены товара, есть именно этот двойственный фактор – количество и товара, и денег.

Понятно, что это факторы, аргументы первого порядка, цены как функции. Но, как известно из математики, аргумент есть независимая величина только в определенных пределах, только по отношению к функции как зависимой величине. Если же мы вспомним, что все в мире связано, то должны признать, что и сами количества денег и товаров есть величины, зависимые от других факторов. Которые уже по отношению к ним будут аргументами. Зависимость количеств денег и товаров на рынке от других факторов – это уже зависимость второго порядка. А сама цена становится функционалом, то есть, функцией, зависящей не от независимых аргументов, а от других функций. Так, насколько я помню, декларируется это в математике.

Цена зависит от количеств товаров и денег, а сами они – от множества других факторов. Вот в этом и заключается задача: установить, от чего же зависят количества денег и товаров.

Конечно, любой продавец желает сбыть свой товар как можно дороже, а любой покупатель – приобрести как можно дешевле. Это их желания, их субъективная реальность. Но есть еще и объективная действительность, которая в очень многом независима от них. Причем, в эту объективную реальность входят и субъективные реальности в головах других продавцов и покупателей. И именно она диктует им, как и что нужно делать, именно она трансформирует их субъективную реальность в строго определенном отношении. Заставляет их прийти, во-первых, к одному мнению, во-вторых, к строго определенному отношению денег к товару.

Большое количество товара на рынке, да еще при большом количестве независимых продавцов, ослабляет позицию каждого из них и заставляет СНИЖАТЬ требуемую цену товара. Иначе будет малый ход или полная непродажа. Напротив, большое количество денег на руках у противоположной стороны, которое выражается в быстром расходе товара, усиливает позицию продавцов и побуждает их повышать цену товара.

С противоположной же стороны большое количество денег ослабляет позицию покупателей. Не в смысле возможностей, а в смысле стремления снизить цену. Покупатели швыряются деньгами или спешат успеть купить товар, имеющийся в ограниченном количестве, что приводит к повышению цен.

Теперь о том, от чего зависят сами количества товаров и денег на рынке. И от чего, как уже было сказано, зависит и цена товара.

ДОСТУПНОСТЬ (РЕДКОСТЬ) ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ТОВАРОВ. Ясно, что если предметов обмена в окружающей среде много и они легкодоступны, то и на рынке их будет много. И цена их будет при прочих равных невелика. Покупать их будут только те, кому лень самому выйти на природу и взять предмет бесплатно.

ТРУДОЕМКОСТЬ ТОВАРОВ. Если товар очень труден в изготовлении, если на него нужно затратить много времени и много сил многих людей, то такого товара будет мало на рынке. И цена его будет высока. Но тут тоже нет автоматизма. Ибо нужно видеть и другие факторы. Товар может быть как угодно трудоемок, но если в нем нет потребности, то цена его будет равна нулю. Или если на него брошены силы значительной части общества, то его на рынке будет много, и цена упадет до минимума.

Так как для цены главное – количество товаров и денег на рынке, а не характер возникновения товара, то цена совершенно не зависит от труда в том случае, когда товар им не производится.

ПОТРЕБНОСТЬ В ТОВАРЕ СО СТОРОНЫ ПОКУПАТЕЛЕЙ. Товаров на рынке может быть какое угодно количество. Но если в них нет потребности, то цена их будет равна нулю. Ибо продавцы не выделяют деньги на их приобретение. То есть, денег, вообще, на рынке много, но именно на этот товар они не выделяются. В множестве денег подмножество денег на данный товар является пустым.

ПОТРЕБНОСТЬ В ТОВАРЕ СО СТОРОНЫ ПРОДАВЦОВ. Чем выше потребность самих продавцов в их товаре, тем меньше его будет на рынке, тем неохотнее они будут расставаться со своим товаров и тем, следовательно, будет выше цена таких товаров.

ПОЛЕЗНОСТЬ И ВРЕДНОСТЬ ТОВАРОВ – индифферентная вещь по отношению к цене. Главное – необходимость в товаре, потребность в нем. А полезен или вреден он – дело второе. Товар может быть как полезен, так и вреден для потребителя. Но если есть высокая потребность в товаре, то цена и полезного, и вредного товара будет весьма велика. При прочих равных, разумеется.

ЭМИССИЯ ДЕНЕГ. Об этом и говорить не стоит. Она увеличивает количество денег на рынке и ведет к повышению цен.

ПОТРЕБНОСТЬ ПРОДАВЦОВ ТОВАРА В ДЕНЬГАХ. Чем она выше, чем жгучее желание обладать деньгами, тем ниже будет цена товара. Ибо продавец готов отдать его за бесценок, лишь бы деньги получить.

Пожалуй, хватит на данный момент. Хотя сам механизм показан весьма фрагментарно еще. И представить его во всей красе, во всей полноте – дело дальнейшей работы.

А.С.
http://www.sovet14.narod.ru
Окончено: 21.01.2009 13:16

ВЫРЕЗКА:

3. КАРТИНА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Допустим, я вышел на рынок продавать свой товар. Возьму в качестве примера факт из личной жизни – мою спекуляцию молдавскими яблоками в середине 90-х. Чтобы быть ближе к практике и использовать то, что я испытал на собственной шкуре, и что прошло через мой мозг и мою душу.

Для справки. Я жил на Украине. Яблоки покупал, ясно, в Молдове. Гнал фуры через Белоруссию. Через шесть таможен. И продавал их в Ленинградской области. Чудово, Кириши, Тихвин, Пикалево и т.д. В Питер тоже заехали разок, но там был облом. (Года три занимался. Где-то есть об этом на сайте, но сейчас лень искать.)

Да, допустим, что я лично вышел на рынок и стал продавать свой товара. Хотя это было только в начале. Потом торговали другие. Под моим мудрым руководством. :))) Зачем мне самому мучиться, если я в это время могу и должен заниматься другими делами? Иногда довольно приятными… Мое дело – голова, организация. Был народ, который сам просил дать работу.

Хорошо, вышел я на базар. И что, буду высчитывать трудозатраты на выращивание моих яблок, чтобы установить им цену? Как это рекомендуют сторонники ТТС? Да нет же, я смотрю на сложившиеся уже цены (почему они именно такими сложились – позже), сравниваю свой товар с таким же и устанавливаю свою. И не обязательно моя цена будет в точности соответствовать качеству моих яблок.

Я могу свидетельствовать, что иногда наши яблоки были лучшими на рынке, но я не ставил для них самую высокую цену. А давал указание продавцам продавать на уровне тех, что были самыми дорогими, но, все-таки, хуже наших по качеству. Почему я это делал? Потому, что руководствовался трудозатратами, полезностью, потребностями или еще чем-то?

Нет, я, просто, хотел выиграть за счет времени. Быстрее продать и сделать еще один оборот. Кроме того, действовали моральные факторы. Я же советский человек, и мне было жаль людей, которые приходили и брали килограммчик – два. Тщательно пересчитывая свои деньги. Видно было, что народ нищенствует. И я не хотел набивать свои карманы за счет этих несчастных. По крайней мере, чрезмерно.

Ясно, что наши фрукты уходили быстрее, но происходило замедление продаж у конкурентов, и они не замедлили проявить себя. К нашей команде (а нас было шесть человек) подошли кавказцы и спросили, кто старший? Естественно, все указали на меня.

Старший из милых смуглянок предложил мне отойти в сторону и ласково спросил: «Вы хотите увидеть свою семью?» На что я ответил: «Конечно, хотелось бы…». Тогда он сказал, что для этого мне нужно продать им свой товар и убраться подобру-поздорову из города. И назвал свою цену.

Естественно, такая цена нас никак не устраивала, и мы решили, просто, уехать в другой наспункт. Но за нами было организовано нечто вроде погони. Так как очень уж горцам понравился наш товар. Была названа другая цена, и мы, продали часть или все. Уже и не помню. Чтобы не иметь с этими ребятами проблем. Потому, что этот город был основным в нашем маршруте.

Осмыслим это дело математически. На данный рынок, по законам статистики, будет в каждый день приходить определенное количество людей. С определенным количеством денег. Определенную часть этих денег они планируют истратить на яблоки. Понятно, что не все покупатели планируют фрукты покупать.

Так вот, именно то количество денег (КД), что они планируют на покупку яблок, и есть множество Д. Множество это не является монолитно-железобетонным. А постоянно изменяется. Потому как переменчивы мысли и желания человеков. И постоянно изменяется ситуация на рынке. Но в каждый данный момент можно собрать мысли всех потенциальных покупателей в один кулак и установить точное КД, которое они хотели бы потратить на фрукты в виде яблок.

Множество Т – это все количество яблок, которое присутствует на данный момент на данном рынке. Понятно, что и оно постоянно подвергается изменениям. Часть яблок покупается и уносится с рынка, другая – подвозится. Но в каждый данный момент можно вполне строго установить, сколько денег противопоставляется и какому количеству фруктов на прилавках и под ними.

Продавцов яблок на рынке много, покупателей потенциальных – тоже. Каким же образом продавцы чувствуют это количество, определяют его. Ведь никто не ведет учета, не производит опросом. А ответ очень прост – по спрашиванию, по скорости распродажи товара. Ведь если никто не спрашивает, даже, то понятно, что либо потребности в этом товаре нет, либо у народа денег нет на то, чтобы его купить.

В этом случае для продавца самое лучшее – смотать удочки и поискать другой рынок. Ха! В одной из подобных ситуаций водитель «Икаруса», который подрабатывал у нас продажей, от безделья бросал рыночной собаке кусочки яблок и, пытаясь привлечь покупателей с чисто украинским юмором, восклицал: «Смотрите, какие у нас хорошие яблоки: их даже собаки едят!»

Но наш приезд на рынок был не только…

((Да, черт! Слишком длинно получается. Не успею сегодня выдать. Надо разбить. Может быть, дать в общем, а пример – отдельно? ))
20.01.2009 13:20