От Durga Ответить на сообщение
К Н.Н.
Дата 22.10.2008 18:14:24 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Идеология; Война и мир; Версия для печати

Замечательный вопрос, попробую ответить.

Привет
>А еще интересно было бы услышать вот что. Чем так зацепили антисоветские предложения??? Ведь предлагали даже такие неприятные вещи, как небольшую (?!) безработицу, усиление социальной и имущественной дифференциации, ужесточение режима труда, т.д. и т.п. А предложения о создании категории "эффективных" частных собственников на все, которые "заставят всех работать как надо"?

Сейчас я чуть поближе познакомился со взглядами СГКМ, и состояние к которому мы пришли в 80-е стало ощущаться явственнее - в 90-е оно просто несколько подзабылось и возник вопрос о том, как могли увлечься всей этой "демократией". Тогда, в восьмидесятые люди просто приняли невзвешенное, необдуманное решение, которое привело к жертвам - и стали заложниками этого решения.

Специфика общественного сознания заключается втом, что оно определяется бытием - люди не хотят верить в это, потому что каждый мнит себя свободной личностью, но на самом деле среда и другие люди давят на психику каждому и в результате появляются вынужденные решения, которые человеком воспринимаются как свои. Это проверенный психологией факт.

Так вот, к этому привели вполне понятные вещи и теоретически объяснимые вещи советской истории.
Итак, во первых, как не странно к этому привело выполнение программы КПСС 60-х годов. Программа предполагала построить материально=техническую базу коммунизма и перейти к нему. Базу во многом построили, а перейти не смогли - ведь такой переход есть революция. А революция - это обострение классовых противоречий вплоть до слома старой системы классов. Здесь прав Леонид - главную скрипку сыграла классовая ненависть интеллигенции к рабочим (и крестьянам). Однако люди были не в силах понять, что скрыто в этой ненависти, и не смогли ее пустить в конструктивное русло коммунистической революции. Люди стали верить, что их окружают нерадивые рабочие - пьяные сантехники, бракоделы и халтурщики и что большинство рабочих подходят под этот шаблон. Спросите любоготакого интеллигента (например Ниткина) и он вам скажет, что ненавидит он не рабочих, а пьяниц (к пьяницам из интеллигенции, однако, такой ненависти не наблюдается). Ненависть распространялась и на крестьян, отсюда та самая пресловутая "картошка". Интеллигента возмущало, надо сказать вполне справедливо, что его, интеллигента, хотят опустить до уровня крестьянина. Это возмущение понятно, но из-за давления властей оно не могло перейти в конструктивное русло. Ведь власти делали прямо вопреки тому что писал Сталин - не опускать интеллигенцию до уровня крестьян, а поднимать крестьян до уровня интеллигенции. Все это вместе вело к тому, что вобщем то передовой класс - интеллигенция был готов мочить классовых врагов любыми средствами. Потому капитализм вопринимался ими как хорошее "средство против рабочих", классового врага - интеллигенция знала что будет плохо, но надеялась, что рабочим будет хуже. Просчиталась немного.

Вторую скрипку играла ненависть к партгосноменклатуре как к диктатуре пролетариата. В первую очередь за то, что за ней просматривались зачатки будущего неравенства. Ведь чем дальше, тем сильнее становилось неравенство, а социализм - это равенство людей. Выступление интеллигенции было бестолковым, хотя и понятным, и было в защиту социалищзма и равенства. Сейчас местные защитники партгосноменклатуры пеняют интеллигенции на "марксизм", мол требуя правильного социализма она требовала лишить номенклатуру особых прав, а в результате привела к тому что имеем.

Всякие неудачи в стране, будь то дефицит или заболевший корью мальчик мгновенно превращались в идеологическое оружие и применялись по цели. Любой нелочет в этой ситуации превращался в аргумент против власти и рабочих.

До кучи пеняли по основным слабым местам - тратам на оборонку и космос, вместо того чтобы тратить на легкую промышленность и шмотки. Или к отстутствию неустойчивости. Ведь смешной аргумент на самом деле - люди живут слищком хорошо, потому неактивны и засыпают, надо их растормошить капитализмом. Чтобы жить хорошо надо жить плохо! Но когда революционный раж в голове, уже не до тонкостей - все для боя сгодится. Не стоит эти аргументы принимать всерьез.