особенно "экономистам". видите ли, экономику можно не знать как обычный обыватель, а можно не знать высоко профессионально, это когда человек тщательно обучен антизнанию.
тут все просто, и надо быть только профессиональным экономистом, чтобы умудриться не понять.
1. процветание общества определяется технологиями (не буду углублять и запутывать, есть разница между технологиями и наукой, тут мирон вполне доступно разъяснял проблемы японии, бог с этой разницей для начала).
2. чтобы развивать технологии, нужно ТРАТИТЬ МНОГО ДЕНЕГ. Насколько много, объясняю специально для людей ничего не знающих о реальном рынке - либерастам - экономикстам. Владея (кроме СССР) МОНОПОЛЬНО СВЧ - технологиями, комании США НЕ МОГЛИ начать выпуск мобильников. Подключили европейцев, поделились с ними знаниями, стали совместно тратить.
3. много тратить может только богатый. замкнутый круг, положительная обратная связь. кто богаче - тот больше тратит на разработку и исследования - тот и богаче. Эта петля не рвется рыночной конкуренцией.
4. поэтому есть 2 пути: советский и германо-японский. германо-японский с развязыванием мировой войны за передел мира. ТОЛЬКО потому что Германия и Япония развязали чудовищную мировую бойню (на фоне которой просто НЕПРИЛИЧНО даже вспоминать какие то "сталинские репрессии"), они были подпущены к мировоому раздеоению труда. И то - НЕ ДО КОНЦА. Будет и 3-я мировая. Для развязываения войны и нужна тоталитарная система.
5. Советский путь. Если бы в России был рынок, то затраты в каждой отрасли были бы пропорциональны производствцу в этих отраслях, а значит ЗНАЧИТЕЛЬНО ниже чем у мировых лидеров даже для СССР с его производством 80% от США, не говоря уже о стартовых условиях в 10% от США в начале века. И тогда ВСЕ отрасли были неконкурентоспособны (что под этим не понимай)
6. ЧТобы иметь паритет ХОТЯ БЫ в чем то, нужно иметь НЕПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ затраты на разработку. То есть рынка быть не должно, вся экономика должна быть одним предприятем. Только так СССР мог лидировать в авиации и космонавтике, ядерных технологиях, роботостроении.