От И.Т. Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 23.08.2008 01:28:17 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Статья А.Мартынова "О возможности конвергентного пути развития"

Аркадий Мартынов

О возможности конвергентного пути развития.

Идеология будущего развития и феномен конвергентного пути развития. В на-стоящий “переломный” момент объективно возникает потребность в изыскании реально приемлемых идеологических альтернатив неолиберализму, ускоренному неоглобализму, национальному капитализму (в его известных конкретных версиях) и ортодоксальной социалистической реставрации, исходя из специфического опыта развития конкретных стран и целых цивилизаций. В качестве одной из этих альтернатив и выступает концеп-ция конвергентного пути развития на основе гармоничного сочетания личных, группо-вых (корпоративных) и общественных начал человеческой деятельности в результате деятельности рыночных и некоммерческих предпринимателей, государственных и об-щественных организаций, политических движений и других социальных субъектов.
В традиционной капиталистической системе институтам саморегулирования при-надлежит роль ведущих элементов, в то время как институты общественной регуляции по существу выступают дополняющими, “ведомыми” элементами. Они призваны ком-пенсировать недостатки имманентных институтов собственности и координации, при-сущих капитализму.
Прямо противоположная картина наблюдается в социалистической макросоци-альной системе. Здесь в силу самой целеориентации социалистического строя институты общественной регуляции должны оставаться ведущими. А институты частной собствен-ности, рыночного саморегулирования и политического плюрализма призваны выступать в качестве их дополняющих элементов.
В противоположность капиталистической и социалистической системам имма-нентная черта конвергентной национальной системы как раз заключается в равноценно-сти доминантных базовых институциональных порядков. Процесс конвергенции внутри такой макросоциальной системы предполагает максимальную взаимодополнямость, “смычку” указанных порядков. Тем самым имманентный признак внутренней конвер-генции конкретной макросоциальной системы или внутрисистемной конвергенции за-ключается в установлении долговременного равно значимого положения – уравновеши-вания институтов (и формальных, и неформальных) саморегулирования и общественной регуляции относительно друг друга.
Стоит акцентировать внимание и на том, что уравновешивание институциональ-ных порядков саморегулирования и общественной регуляции означает равную удален-ность от них производного порядка группового (корпоративного) регулирования. При таком условии изначально существует благоприятная возможность для достижения ба-ланса между самостоятельной деятельностью менеджеров коммерческих и социальных организаций, особенно в процессе внутреннего управления, и целенаправленно осущест-вляемой стратегией развития этих организаций.
В контексте сказанного, впрочем, нельзя не подчеркнуть принципиальное различие между феноменом внутрисистемной конвергенции и феноменом кон-вергенции между разными социальными системами, выражающемся в интегра-ции их институциональных устройств. Сам ход истории показал, что в чистом виде интеграция экономических, политических и культурных порядков реального капитализма и реального социализма в одной социальной системе недостижима.
Главное сравнительное преимущество конвергентной макросоциальной системы заключается в возможности одновременного использования потенциала разных базовых институциональных порядков.
С одной стороны, в рассматриваемой системе открыты пути для реализации эф-фективных конкурентных, соревновательных механизмов в самых разных сферах дея-тельности социальных субъектов. Мотивацией их действия выступает достижение лич-ного успеха, в том счете, материализуемого в росте личного благосостояния (конечно, не только вещественного). Тем самым в принципе конвергентная национальная система, как и передовая капиталистическая система, может функционировать с помощью зрелых рыночных механизмов, обеспечивающих достижение максимального эффекта от инно-вационной и инвестиционной деятельности.
С другой стороны, в рамках конвергентной системы определенной страны обеспе-чивается достижение относительно справедливого распределения доходов и богатства, что открывает путь к формированию национального общества благосостояния. Его не-отъемлемой чертой выступает реализация основополагающих жизненных ценностей для большинства граждан, включающих создание семьи, материальный семейный достаток, обеспечение старости, потребление широкого круга культурных благ, возможность по-лучения качественного образования и др., при окончательном искоренении массовой бедности. А это в свою очередь будет означать желаемую гармонизацию интересов, с точки зрения критерия социального благополучия, предпринимателей – владельцев ка-питала и остальных граждан национального сообщества.
Особо стоит отметить, что в конвергентной системе благодаря мощному действию институтов общественной регуляции, опосредуемых правовыми нормами, становится реальным в основном исчерпание весомых факторов криминальной деятельности. В значительной степени достижима и нейтрализация неблагоприятного взаимодействия между корпоративной и государственной бюрократиями, в первую очередь, проявляю-щегося в коррупционной деятельности.
Уравновешивание и взаимная дополняемость институтов саморегулирования и институтов общественной регуляции наилучшим образом способствует поддержанию баланса индивидуальных, групповых и общественных интересов на всех уровнях управ-ления (общенациональном, региональном, местном). Впрочем, нередко высказывается следующий контраргумент: институты, опосредствующие действия государственных ор-ганизаций и других субъектов общественной регуляции, всегда консервативны и изме-няются заведомо медленнее либеральных институтов. Но это явное заблуждение. Зрелые механизмы общественной регуляции, адекватные современным информационно-технологическим достижениям, функционируют на базе максимально полной информа-ции о социальных процессах. Они в состоянии продуцировать институциональные под-вижки, адекватные изменениям институтов саморегулирования.
Признаки реального становления конвергентных национальных систем. В под-тверждение высказанной аргументации можно привести конкретные факты. Они каса-ются самих тенденций развития в самый последний исторический период ряда стран.
Начнем со стран, ранее относимых к третьему миру. Основные ресурсные, инсти-туциональные и поведенческие предпосылки к формированию конвергентной социаль-ной системы складываются или уже сложились в ряде новоиндустриальных стран (НИС). К ним в первую очередь относятся четыре страны Восточной Азии: Тайвань, Малайзия и, хотя и в несколько меньшей мере, Республика Корея и Сингапур.
В данной связи нельзя не обратить внимания на следующее событие современной истории. Впервые о существовании самодостаточных обществ, не относящихся ни к ка-питалистическим, ни к социалистическим, было прямо заявлено знаменитым многолет-ним руководителем Малайзии Мохаммадом Махатхиром на конференции организа-ции исламских государств в Куала-Лумпуре в 2003 году.
Об экономических достижениях восточноазиатских «драконов» в период 1970-1990 гг. говорят давно. Нередко при объяснении этого феномена основной упор делают на успешной экспортной переориентации ряда отраслей национальной экономики рас-сматриваемых стран с использованием известных конкурентных преимуществ, особенно низких издержек на рабочую силу. Такое объяснение, конечно, слишком примитивно. В расчет следует принимать и первостепенную роль государственной политики, в первую очередь промышленной, в осуществлении последовательных, совсем не «шоковых» структурных преобразований. Именно благодаря проведению такой политики удалось добиться благоприятного климата для и национального, и иностранного капитала в ре-альной сфере экономики. При этом конкретные экономико-политические решения осно-вывались на принятых общенациональных программах (планах) развития. Особенно ве-сомой до настоящего времени остается роль индикативного планирования, выражающе-го совместные инициативы государства и частного бизнеса, в Малайзии и на Тайване.
Использование мощных механизмов государственного регулирования экономики было сопряжено и с проведением жесткого политического курса по обеспечению нацио-нальных интересов и национально-ориентированной политики в культурной области. Тем самым становление национально-государственных систем в странах Восточной Азии происходило именно по третьему пути, далекому от известных исторических об-разцов становления существующих систем западных стран.
Нельзя не признать, что финансовый кризис 1997-1998 гг. поставил все новоинду-стриальные страны перед сложными дилеммами. Тем не менее, вследствие сохранения ориентации этих стран на исключительно постепенную глобализацию и одновременно выгодную региональную интеграцию расширение зон действия либеральных экономи-ческих институтов с большой долей вероятности не повлечет за собой сужение зон дей-ствия основных институтов общественной регуляции. И есть все основания ожидать продолжения траектории трансформации систем рассматриваемых национальных сооб-ществ именно в русле конвергентного пути развития.
Конечно, особый интерес вызывает обсуждение проблемы возможной конверген-ции социальной системы в отношении дальнейшей перспективы развития Китая – миро-вой державы, самым серьезным образом претендующей на технологическое и экономи-ческое лидерство по происшествие нескольких будущих десятилетий.
По общему мнению, за последний, почти 30-летний период главным направление эволюции китайской экономики заключалось в ее быстром приближении к мировым ры-ночным стандартам. Параллельно происходили грандиозные социальные изменения: кардинально повысилось благосостояние городских жителей и одновременно их имуще-ственное расслоение, появились многочисленные предприниматели вне государствен-ного сектора, возникли широкие прослойки относительно высокооплачиваемых менед-жеров и специалистов, в том числе в высокотехнологичных отраслях. Институциональ-ные сдвиги, сопутствующие обозначенным экономическим и социальным переменам, нашли выражение в новых правовых регламентациях. Среди них, несомненно, следует выделить историческое решение Всекитайского собрания народных представителей в 2002 г. о легализации частной собственности.
Нельзя не признать, что важнейшей чертой жизни китайского общества остается сохранение абсолютной политической власти в руках коммунистической партии. Однако в последнее время определенно наблюдаются признаки распространения гражданских свобод и общецивилизационных культурных ценностей при одновременном ослаблении ортодоксального характера коммунистической идеологии. В подтверждении сказанного, особо стоит сделать акцент на наблюдающихся признаках сближения идеологической позиции руководства КПК с идеологией национальной (в западной масс-медиа, правда, называемой националистической) социал-демократии. Крайне симптоматичным в этом плане выступает достигнутая несколько лет назад (в 2004 г.) договоренность между Коммунистической партией Китая и Гоминьданом, до сих пор остающейся одной из двух ведущих политических сил в Тайване, об идеологическом «примирении». Ведь именно партия Гоминьдан с начала ее создания одним из наиболее выдающихся поли-тических деятелей 20 века Сунь Ят Сеном как никакая другая политическая сила до сих пор представляет национальное направление социал-демократии.
Следовательно, в целом развитие современного китайского общества характери-зуется усилением продуктивного взаимодействия между институтами саморегулирова-ния и институтами общественной регуляции, в чем и проявляется главное преимущест-во конвергентной системы. И в обозримой перспективе следует ожидать, судя по мне-нию многих специалистов, устойчивого продолжения этой тенденции в экономической сфере и в политической жизни.

Реален ли конвергентный путь национального развития в России? Экономиче-ский рост и улучшение материального положения многих слоев населения создают воз-можности для дальнейших позитивных перемен во всех сферах жизни нашей страны. Речь идет о достижении конкурентоспособности национальных производителей на мно-гих рынках, решении насущных социальных задач и, прежде всего, преодолении бедно-сти, становлении нового правового сознания, кардинальном культурном прогрессе, обеспечении благоприятного геополитического положения страны. Выполнение этих новых стратегических целей не представляется реальным с помощью импортируемой глобализационной модели в ее неолиберальном и неоконсервативном вариантах, или, наоборот, посредством сужения рыночных и других видов предпринимательской дея-тельности и реставрации заведомо доминирующего положения государственных инсти-тутов (государственной собственности, государственной ценовой координации и др.). Определенно вырисовывается иной путь развития. Он предполагает, как отказ от инте-грации в западный капиталистический мир, так и от возврата в узкий социалистический мир, стоящий на грани системных перемен. Такому условию отвечает становление кон-вергентной системы национального сообщества, функционирующего на базе сочетания институтов саморегулирования и общественной регуляции на основной части социе-тального пространства, включающего в себя и культурное поле.
Что будет представлять собой, хотя бы в первом приближении, экономиче-ская модель нашей страны в случае выбора конвергентного пути развития?
Самый краткий ответ - модель смешанной экономики, дополнительно ха-рактеризуемая равноправным положением институтов общественной (государст-венной) и частной собственности, институтов общественного экономического ре-гулирования и рыночного саморегулирования. Такая модель призвана обеспечить достижение стандартов общества благосостояния в соответствии с определенны-ми рамочными условиями справедливого распределения потребительских благ и хозяйственных ресурсов.
Исходя из сегодняшних реалий, ключевое значение для выполнения импе-ратива справедливого распределения имеет преодоление бремени сверх доходно-сти отдельных рынков, прежде всего, нефтяного и ряда других сырьевых рынков. Капиталы олигархов должны быть выведены из рынка, для чего в сырьевой сфере требу-ется осуществление в широких масштабах открытой справедливой ренационализации. Юридически правомерен выкуп пакетов акций частных компаний, действующих в сырьевой сфере, по первоначальной стоимости приобретения с учетом фактического ин-декса инфляции на внутреннем рынке.
Жалованье высших менеджеров корпораций в сырьевой сфере должно будет, ко-нечно, соответствовать принятым международным стандартам. Но одновременно станет невозможным превращение этих менеджеров во владельцев миллиардных активов своих компаний.
Неотъемлемой чертой конвергентного национального развития в нашей стране должна выступать и рационализация использования земли как общенационального дос-тояния. Результатом государственной политики призвано стать недопущение спекуля-ции землей и обеспечение доступности цены на землю с целью ее эффективного исполь-зования, с учетом экологических и других требований. При этом нельзя не принимать во внимание сложившуюся очень сложную проблему преодоления последствий крими-нальной приватизации земли, в которой активно участвовали муниципальные органы власти. Для разрешения этой проблемы требуется реализация жестких и в то же время законодательно обеспеченных мер по фактической ренационализации значительной час-ти земельного фонда и только в дальнейшем его передачи в частную собственность на принципах справедливого распределения.
Отличительная черта модели смешанной экономики, адекватной конвергентному пути развития, заключается и в целенаправленном регулировании движения капитала по его основным каналам, давно и успешно апробированного в новоиндустриальных стра-нах Восточной Азии. Оно делает практически невозможным извлечение сверх доходов от операций на внутренних рынках ценных бумаг. Разумеется, такое финансовое регули-рование даст желаемый результат, если окажутся «закрытыми» альтернативные каналы движения частного капитала с целью извлечения сверхдоходов – на сырьевых рынках, рынка недвижимости, в том числе земли, и др.
В целом за границами сугубо корпоративного бизнеса для большинства граждан стран, принявших конвергентную модель развития, капитализация частной собственно-сти не является значимым мотивом их жизнедеятельности. В этом непосредственно на-ходит выражение имманентное свойство ограниченного капитализма, присущего кон-вергентной национальной системе.
Ни для кого не секрет, что крайне значимое препятствие на пути позитивных сис-темных преобразований в нашей стране представляют глубокие социальные деформа-ции, сложившиеся в первой половине девяностых годов. Речь идет, в первую очередь, о неприемлемых для развитых стран стандартах экологической безопасности и медицин-ского обслуживания, тенденции катастрофической демографической депопуляции, кри-зисной миграционной ситуации.
В настоящий момент преодоление этих деформаций становится реальным путем кардинального увеличения ресурсов, направляемых на цели повышения благосостояния самых широких слоев населения. В России огромным дополнительным источником ас-сигнований для решения общенациональных социальных задач как раз может стать часть природной ренты, полученной в результате ренационализации сырьевых отраслей и пересмотра земельной реформы.
Обеспечение достойного существования для большинства граждан посредством оказания весомой и разнообразной поддержки нуждающимся имеет решающее значение для утверждения желаемого социального климата в ходе дальнейшего развития конвер-гентного общества. Кроме того, в таком обществе дифференциация доходов фактически является предметом государственного регулирования. Один из наиболее весомых ее ин-струментов - взимание налогов на крупные наследуемые состояния. Эти налоговые по-ступления призваны быть непосредственно использованы на финансирование программ социальной помощи.
Максимально широкое и одновременно эффективное осуществление долгосроч-ных социальных инвестиций также представляет одно из важнейших условий успешного развития конвергентной национальной системы. При этом первоочередной приоритет состоит в обеспечении действительно равных возможностей для получения образова-ния, в том числе путем широкого предоставления необходимой поддержки детям из ма-лообеспеченных семей.
Определенно, проведение активной социальной политики в нашей стране оста-нется важнейшим направлением государственной деятельности. Вместе с тем в сфере социальных услуг крайне весомо усилится роль местных органов самоуправления и доб-ровольных и благотворительных организаций. Позитивному взаимному дополнению го-сударственной, коллективной и частной инициативы в сфере социального предпринима-тельства будут в полной мере благоприятствовать основополагающие условия равнопра-вия базовых институтов общественной регуляции и саморегулирования в рамках конвер-гентной национальной системы.
В ходе конвергентной системной трансформации объективно возникнет потреб-ность и в осуществлении обновленной, с учетом ожидаемых постиндустриальных техно-логических и глобализационных перемен, стратегии устойчивого развития на базе со-хранения и приумножения экологических ценностей. По официальным оценкам, боль-шинство россиян живут в неблагоприятных экологических условиях. Необходимость скорейшего решения насущных экологических задач, притом с учетом их территориаль-ной специфики, должна будет в основном определять содержание и потребность в раз-мерах финансирования различных государственных программ, особенно региональных.
Также один из неотъемлемых императивов конвергентного национального разви-тия заключается в достижении гармоничных региональных пропорций. Для России, от-личающейся крайней дифференциацией уровня развития своих различных территори-альных частей, эта проблема архи сложна. Она может быть разрешена только постепен-но с учетом сложившихся объективных различий между регионами Центральной Рос-сии, с одной стороны, и регионами Сибири, Севера и Дальнего Востока, с другой.
В границах Центральной России существующие региональные различия в уровне жизни и, особенно, обеспеченности объектами социальной инфраструктуры должны быть кардинально сокращены в решающей степени благодаря проведению целенаправ-ленной государственной политики. И здесь трудно переоценить значение долгосрочных политических решений, направленных на пресечение потоков нелегальных мигрантов.
В отношении трудных для проживания районов Сибири и Севера, по всей види-мости, правомерно проведение взвешенной региональной политики, предусматриваю-щей привлечение значительных внешних инвестиций и в немалой степени рабочих и специалистов из СНГ и других стран. Таким путем становится возможным постепенное избавление от многовекового груза прошлого колониального развития России, связанно-го с экстенсивной эксплуатацией природных недр.
Реальным станет, по нашему убеждению, и постепенное избавление от укоренив-шейся болезни «центропупства» - сверх концентрации финансовых, административных и других ресурсов в Москве. Огромный потенциал московского бизнеса, особенно строительного, в результате принятия ответственных политических решений может быть использован на цели экономического и социального развития регионов Централь-ной России на принципах рыночного и социального предпринимательства при соблюде-нии принятых правовых норм. При этом следует принимать в расчет позитивный кос-венный эффект таких политических решений. Прекращение массового притока приез-жих в Москву будет способствовать в целом улучшению социального климата в нашей стране и возрождению духовной отечественной культуры.
На политической арене конвергентная системная трансформация будет, по-видимому, сопряжена с переориентацией к идеологической платформе национальной социал-демократии. Такой политический сдвиг может привести к трем важным резуль-татам.
Во-первых, к ускорению демократизации и одновременно усилению ответствен-ности исполнительной власти на всех уровнях, особенно на местном. Это предполагает проведение всеобъемлющей административной реформы в соответствии с задачами раз-вития страны на ближайшие будущие десятилетия. Во-вторых, к проведению действи-тельно справедливых процедур демократических выборов. Речь идет об обязательности участия в голосовании; о запрете на частное финансирование предвыборных кампаний или, во всяком случае, ее заведомое ограничение; об обеспечении равной доступности средств массовой информации для конкурирующих политических партий; о применении законодательно утвержденных жестких норм уголовного наказания за фальсификацию результатов выборов, покупку голосов избирателей и т.д. В-третьих, к осуществлению внешнеполитического курса нашей страны в противовес агрессивной политике ускорен-ной глобализации США и их ближайших союзников по направлению к установлению нового мирового экономического и политического порядка. Он призван быть основан на равноправном диалоге мировых цивилизаций: западной, евразийской (ее в первую оче-редь представляет Россия), мусульманской, восточно-азиатской и др.
Конечно, переход к конвергентному национальному пути развития предполагает становление действительно правового государства, что означает необходимость осуще-ствления активной государственной политики в рамках правового поля. Она призвана быть целеориентирована на выполнение общих законодательных норм, поддержку су-дебной власти, последовательное сокращение сферы полномочий бюрократии, позво-ляющих ей влиять в собственных интересах на договорные отношения.
Нельзя не признать, что избавление от укоренившегося правового нигилизма не может не быть длительным. Оно в решающей мере будет зависеть от успешного разви-тия как постиндустриального, так и традиционных рыночных секторов в различных ре-гионах нашей страны в рамках зрелого нормативно-правового пространства при парал-лельном порядковом сокращении теневой экономической деятельности и легализации значительной части отечественного бизнеса, разумеется, не криминального. Требуется создание гибких правовых и связанных с ним финансовых условий для выхода из “тени” и обеспечения требуемой прозрачности огромного сегмента российского рынка.
Также несомненна непреложность осуществления толерантной регуляции куль-турных сдвигов в случае перехода к конвергентному пути развития. Посредством прове-дения гибкой и взвешенной культурной политики становится возможным уменьшение статусной и этно-национальной дифференциации в потреблении культурных благ, по-вышение толерантности к иным культурам. Крайне важно и то, что осуществление кон-вергентной культурной трансформации позволит сохранить традиционные для нашей страны ценностные ориентации в ходе наступающих технологических и институцио-нальных перемен.
По всем прогнозам при любом развитии политических событий острота нацио-нальной проблемы в России не снизится. Гармоничное согласование интересов в сфере национальных взаимоотношений, которые должно быть присуще конвергентной макро-социальной системе, достижимо, конечно, только благодаря действию институтов обще-ственной регуляции, в первую очередь институтов государства. В ближайшей перспек-тиве существующие инструменты государственной политики призваны быть направлены на предоставление действительно широких возможностей представителям коренных на-циональностей для получения качественного образования, особенно управленческого, юридического и финансового, и занятия должностей на всех уровнях исполнительной и судебной власти. Ключевую роль в ослаблении национальных противоречий призвано сыграть и эффективное регулирование миграционных потоков.
Бесспорно, переход на конвергентный путь развития становится возможным ис-ключительно посредством сочетания реформ сверху и гражданской инициативы снизу. Широкую социальную силу, которая заинтересована в таком фундаментальном измене-нии вектора развития нашей страны, составляет часть национальной элиты и региональ-ных элит, профессиональные управленцы и специалисты многих отраслей, особенно по-тенциально высокотехнологичных, патриотически-ориентированные гуманитарная ин-теллигенция и студенчество.
Обеспечение поддержки со стороны активного большинства граждан страны же-стких институциональных реформ по пути конвергентного развития предполагает реше-ние неотложных задач социального возрождения страны и одновременно подъема ее технологического и производственного потенциала.
С одной стороны, станет безальтернативной полномасштабная реализация, как общенациональных проектов, так и огромного числа региональных проектов социаль-ной направленности. Их результатом должен стать перелом сложившихся негативных тенденций социального развития, прежде всего, падения численности коренного населе-ния Центральной России. С другой стороны, потребуется в сжатые сроки перейти к все-сторонним постиндустриальным преобразованиям, притом в решающей мере посредст-вом государственной инициативы. На первом этапе этих преобразований должны быть выполнены потребные общенациональные инфраструктурные программы, проекты по техническому перевооружению перспективных промышленных предприятий, многочис-ленные задельные инновационные проекты и проекты по совершенствованию отечест-венной технической школы.