От И.Т.
К И.Т.
Дата 23.08.2008 01:28:17
Рубрики Прочее; Россия-СССР;

Статья А.Мартынова "О возможности конвергентного пути развития"

Аркадий Мартынов

О возможности конвергентного пути развития.

Идеология будущего развития и феномен конвергентного пути развития. В на-стоящий “переломный” момент объективно возникает потребность в изыскании реально приемлемых идеологических альтернатив неолиберализму, ускоренному неоглобализму, национальному капитализму (в его известных конкретных версиях) и ортодоксальной социалистической реставрации, исходя из специфического опыта развития конкретных стран и целых цивилизаций. В качестве одной из этих альтернатив и выступает концеп-ция конвергентного пути развития на основе гармоничного сочетания личных, группо-вых (корпоративных) и общественных начал человеческой деятельности в результате деятельности рыночных и некоммерческих предпринимателей, государственных и об-щественных организаций, политических движений и других социальных субъектов.
В традиционной капиталистической системе институтам саморегулирования при-надлежит роль ведущих элементов, в то время как институты общественной регуляции по существу выступают дополняющими, “ведомыми” элементами. Они призваны ком-пенсировать недостатки имманентных институтов собственности и координации, при-сущих капитализму.
Прямо противоположная картина наблюдается в социалистической макросоци-альной системе. Здесь в силу самой целеориентации социалистического строя институты общественной регуляции должны оставаться ведущими. А институты частной собствен-ности, рыночного саморегулирования и политического плюрализма призваны выступать в качестве их дополняющих элементов.
В противоположность капиталистической и социалистической системам имма-нентная черта конвергентной национальной системы как раз заключается в равноценно-сти доминантных базовых институциональных порядков. Процесс конвергенции внутри такой макросоциальной системы предполагает максимальную взаимодополнямость, “смычку” указанных порядков. Тем самым имманентный признак внутренней конвер-генции конкретной макросоциальной системы или внутрисистемной конвергенции за-ключается в установлении долговременного равно значимого положения – уравновеши-вания институтов (и формальных, и неформальных) саморегулирования и общественной регуляции относительно друг друга.
Стоит акцентировать внимание и на том, что уравновешивание институциональ-ных порядков саморегулирования и общественной регуляции означает равную удален-ность от них производного порядка группового (корпоративного) регулирования. При таком условии изначально существует благоприятная возможность для достижения ба-ланса между самостоятельной деятельностью менеджеров коммерческих и социальных организаций, особенно в процессе внутреннего управления, и целенаправленно осущест-вляемой стратегией развития этих организаций.
В контексте сказанного, впрочем, нельзя не подчеркнуть принципиальное различие между феноменом внутрисистемной конвергенции и феноменом кон-вергенции между разными социальными системами, выражающемся в интегра-ции их институциональных устройств. Сам ход истории показал, что в чистом виде интеграция экономических, политических и культурных порядков реального капитализма и реального социализма в одной социальной системе недостижима.
Главное сравнительное преимущество конвергентной макросоциальной системы заключается в возможности одновременного использования потенциала разных базовых институциональных порядков.
С одной стороны, в рассматриваемой системе открыты пути для реализации эф-фективных конкурентных, соревновательных механизмов в самых разных сферах дея-тельности социальных субъектов. Мотивацией их действия выступает достижение лич-ного успеха, в том счете, материализуемого в росте личного благосостояния (конечно, не только вещественного). Тем самым в принципе конвергентная национальная система, как и передовая капиталистическая система, может функционировать с помощью зрелых рыночных механизмов, обеспечивающих достижение максимального эффекта от инно-вационной и инвестиционной деятельности.
С другой стороны, в рамках конвергентной системы определенной страны обеспе-чивается достижение относительно справедливого распределения доходов и богатства, что открывает путь к формированию национального общества благосостояния. Его не-отъемлемой чертой выступает реализация основополагающих жизненных ценностей для большинства граждан, включающих создание семьи, материальный семейный достаток, обеспечение старости, потребление широкого круга культурных благ, возможность по-лучения качественного образования и др., при окончательном искоренении массовой бедности. А это в свою очередь будет означать желаемую гармонизацию интересов, с точки зрения критерия социального благополучия, предпринимателей – владельцев ка-питала и остальных граждан национального сообщества.
Особо стоит отметить, что в конвергентной системе благодаря мощному действию институтов общественной регуляции, опосредуемых правовыми нормами, становится реальным в основном исчерпание весомых факторов криминальной деятельности. В значительной степени достижима и нейтрализация неблагоприятного взаимодействия между корпоративной и государственной бюрократиями, в первую очередь, проявляю-щегося в коррупционной деятельности.
Уравновешивание и взаимная дополняемость институтов саморегулирования и институтов общественной регуляции наилучшим образом способствует поддержанию баланса индивидуальных, групповых и общественных интересов на всех уровнях управ-ления (общенациональном, региональном, местном). Впрочем, нередко высказывается следующий контраргумент: институты, опосредствующие действия государственных ор-ганизаций и других субъектов общественной регуляции, всегда консервативны и изме-няются заведомо медленнее либеральных институтов. Но это явное заблуждение. Зрелые механизмы общественной регуляции, адекватные современным информационно-технологическим достижениям, функционируют на базе максимально полной информа-ции о социальных процессах. Они в состоянии продуцировать институциональные под-вижки, адекватные изменениям институтов саморегулирования.
Признаки реального становления конвергентных национальных систем. В под-тверждение высказанной аргументации можно привести конкретные факты. Они каса-ются самих тенденций развития в самый последний исторический период ряда стран.
Начнем со стран, ранее относимых к третьему миру. Основные ресурсные, инсти-туциональные и поведенческие предпосылки к формированию конвергентной социаль-ной системы складываются или уже сложились в ряде новоиндустриальных стран (НИС). К ним в первую очередь относятся четыре страны Восточной Азии: Тайвань, Малайзия и, хотя и в несколько меньшей мере, Республика Корея и Сингапур.
В данной связи нельзя не обратить внимания на следующее событие современной истории. Впервые о существовании самодостаточных обществ, не относящихся ни к ка-питалистическим, ни к социалистическим, было прямо заявлено знаменитым многолет-ним руководителем Малайзии Мохаммадом Махатхиром на конференции организа-ции исламских государств в Куала-Лумпуре в 2003 году.
Об экономических достижениях восточноазиатских «драконов» в период 1970-1990 гг. говорят давно. Нередко при объяснении этого феномена основной упор делают на успешной экспортной переориентации ряда отраслей национальной экономики рас-сматриваемых стран с использованием известных конкурентных преимуществ, особенно низких издержек на рабочую силу. Такое объяснение, конечно, слишком примитивно. В расчет следует принимать и первостепенную роль государственной политики, в первую очередь промышленной, в осуществлении последовательных, совсем не «шоковых» структурных преобразований. Именно благодаря проведению такой политики удалось добиться благоприятного климата для и национального, и иностранного капитала в ре-альной сфере экономики. При этом конкретные экономико-политические решения осно-вывались на принятых общенациональных программах (планах) развития. Особенно ве-сомой до настоящего времени остается роль индикативного планирования, выражающе-го совместные инициативы государства и частного бизнеса, в Малайзии и на Тайване.
Использование мощных механизмов государственного регулирования экономики было сопряжено и с проведением жесткого политического курса по обеспечению нацио-нальных интересов и национально-ориентированной политики в культурной области. Тем самым становление национально-государственных систем в странах Восточной Азии происходило именно по третьему пути, далекому от известных исторических об-разцов становления существующих систем западных стран.
Нельзя не признать, что финансовый кризис 1997-1998 гг. поставил все новоинду-стриальные страны перед сложными дилеммами. Тем не менее, вследствие сохранения ориентации этих стран на исключительно постепенную глобализацию и одновременно выгодную региональную интеграцию расширение зон действия либеральных экономи-ческих институтов с большой долей вероятности не повлечет за собой сужение зон дей-ствия основных институтов общественной регуляции. И есть все основания ожидать продолжения траектории трансформации систем рассматриваемых национальных сооб-ществ именно в русле конвергентного пути развития.
Конечно, особый интерес вызывает обсуждение проблемы возможной конверген-ции социальной системы в отношении дальнейшей перспективы развития Китая – миро-вой державы, самым серьезным образом претендующей на технологическое и экономи-ческое лидерство по происшествие нескольких будущих десятилетий.
По общему мнению, за последний, почти 30-летний период главным направление эволюции китайской экономики заключалось в ее быстром приближении к мировым ры-ночным стандартам. Параллельно происходили грандиозные социальные изменения: кардинально повысилось благосостояние городских жителей и одновременно их имуще-ственное расслоение, появились многочисленные предприниматели вне государствен-ного сектора, возникли широкие прослойки относительно высокооплачиваемых менед-жеров и специалистов, в том числе в высокотехнологичных отраслях. Институциональ-ные сдвиги, сопутствующие обозначенным экономическим и социальным переменам, нашли выражение в новых правовых регламентациях. Среди них, несомненно, следует выделить историческое решение Всекитайского собрания народных представителей в 2002 г. о легализации частной собственности.
Нельзя не признать, что важнейшей чертой жизни китайского общества остается сохранение абсолютной политической власти в руках коммунистической партии. Однако в последнее время определенно наблюдаются признаки распространения гражданских свобод и общецивилизационных культурных ценностей при одновременном ослаблении ортодоксального характера коммунистической идеологии. В подтверждении сказанного, особо стоит сделать акцент на наблюдающихся признаках сближения идеологической позиции руководства КПК с идеологией национальной (в западной масс-медиа, правда, называемой националистической) социал-демократии. Крайне симптоматичным в этом плане выступает достигнутая несколько лет назад (в 2004 г.) договоренность между Коммунистической партией Китая и Гоминьданом, до сих пор остающейся одной из двух ведущих политических сил в Тайване, об идеологическом «примирении». Ведь именно партия Гоминьдан с начала ее создания одним из наиболее выдающихся поли-тических деятелей 20 века Сунь Ят Сеном как никакая другая политическая сила до сих пор представляет национальное направление социал-демократии.
Следовательно, в целом развитие современного китайского общества характери-зуется усилением продуктивного взаимодействия между институтами саморегулирова-ния и институтами общественной регуляции, в чем и проявляется главное преимущест-во конвергентной системы. И в обозримой перспективе следует ожидать, судя по мне-нию многих специалистов, устойчивого продолжения этой тенденции в экономической сфере и в политической жизни.

Реален ли конвергентный путь национального развития в России? Экономиче-ский рост и улучшение материального положения многих слоев населения создают воз-можности для дальнейших позитивных перемен во всех сферах жизни нашей страны. Речь идет о достижении конкурентоспособности национальных производителей на мно-гих рынках, решении насущных социальных задач и, прежде всего, преодолении бедно-сти, становлении нового правового сознания, кардинальном культурном прогрессе, обеспечении благоприятного геополитического положения страны. Выполнение этих новых стратегических целей не представляется реальным с помощью импортируемой глобализационной модели в ее неолиберальном и неоконсервативном вариантах, или, наоборот, посредством сужения рыночных и других видов предпринимательской дея-тельности и реставрации заведомо доминирующего положения государственных инсти-тутов (государственной собственности, государственной ценовой координации и др.). Определенно вырисовывается иной путь развития. Он предполагает, как отказ от инте-грации в западный капиталистический мир, так и от возврата в узкий социалистический мир, стоящий на грани системных перемен. Такому условию отвечает становление кон-вергентной системы национального сообщества, функционирующего на базе сочетания институтов саморегулирования и общественной регуляции на основной части социе-тального пространства, включающего в себя и культурное поле.
Что будет представлять собой, хотя бы в первом приближении, экономиче-ская модель нашей страны в случае выбора конвергентного пути развития?
Самый краткий ответ - модель смешанной экономики, дополнительно ха-рактеризуемая равноправным положением институтов общественной (государст-венной) и частной собственности, институтов общественного экономического ре-гулирования и рыночного саморегулирования. Такая модель призвана обеспечить достижение стандартов общества благосостояния в соответствии с определенны-ми рамочными условиями справедливого распределения потребительских благ и хозяйственных ресурсов.
Исходя из сегодняшних реалий, ключевое значение для выполнения импе-ратива справедливого распределения имеет преодоление бремени сверх доходно-сти отдельных рынков, прежде всего, нефтяного и ряда других сырьевых рынков. Капиталы олигархов должны быть выведены из рынка, для чего в сырьевой сфере требу-ется осуществление в широких масштабах открытой справедливой ренационализации. Юридически правомерен выкуп пакетов акций частных компаний, действующих в сырьевой сфере, по первоначальной стоимости приобретения с учетом фактического ин-декса инфляции на внутреннем рынке.
Жалованье высших менеджеров корпораций в сырьевой сфере должно будет, ко-нечно, соответствовать принятым международным стандартам. Но одновременно станет невозможным превращение этих менеджеров во владельцев миллиардных активов своих компаний.
Неотъемлемой чертой конвергентного национального развития в нашей стране должна выступать и рационализация использования земли как общенационального дос-тояния. Результатом государственной политики призвано стать недопущение спекуля-ции землей и обеспечение доступности цены на землю с целью ее эффективного исполь-зования, с учетом экологических и других требований. При этом нельзя не принимать во внимание сложившуюся очень сложную проблему преодоления последствий крими-нальной приватизации земли, в которой активно участвовали муниципальные органы власти. Для разрешения этой проблемы требуется реализация жестких и в то же время законодательно обеспеченных мер по фактической ренационализации значительной час-ти земельного фонда и только в дальнейшем его передачи в частную собственность на принципах справедливого распределения.
Отличительная черта модели смешанной экономики, адекватной конвергентному пути развития, заключается и в целенаправленном регулировании движения капитала по его основным каналам, давно и успешно апробированного в новоиндустриальных стра-нах Восточной Азии. Оно делает практически невозможным извлечение сверх доходов от операций на внутренних рынках ценных бумаг. Разумеется, такое финансовое регули-рование даст желаемый результат, если окажутся «закрытыми» альтернативные каналы движения частного капитала с целью извлечения сверхдоходов – на сырьевых рынках, рынка недвижимости, в том числе земли, и др.
В целом за границами сугубо корпоративного бизнеса для большинства граждан стран, принявших конвергентную модель развития, капитализация частной собственно-сти не является значимым мотивом их жизнедеятельности. В этом непосредственно на-ходит выражение имманентное свойство ограниченного капитализма, присущего кон-вергентной национальной системе.
Ни для кого не секрет, что крайне значимое препятствие на пути позитивных сис-темных преобразований в нашей стране представляют глубокие социальные деформа-ции, сложившиеся в первой половине девяностых годов. Речь идет, в первую очередь, о неприемлемых для развитых стран стандартах экологической безопасности и медицин-ского обслуживания, тенденции катастрофической демографической депопуляции, кри-зисной миграционной ситуации.
В настоящий момент преодоление этих деформаций становится реальным путем кардинального увеличения ресурсов, направляемых на цели повышения благосостояния самых широких слоев населения. В России огромным дополнительным источником ас-сигнований для решения общенациональных социальных задач как раз может стать часть природной ренты, полученной в результате ренационализации сырьевых отраслей и пересмотра земельной реформы.
Обеспечение достойного существования для большинства граждан посредством оказания весомой и разнообразной поддержки нуждающимся имеет решающее значение для утверждения желаемого социального климата в ходе дальнейшего развития конвер-гентного общества. Кроме того, в таком обществе дифференциация доходов фактически является предметом государственного регулирования. Один из наиболее весомых ее ин-струментов - взимание налогов на крупные наследуемые состояния. Эти налоговые по-ступления призваны быть непосредственно использованы на финансирование программ социальной помощи.
Максимально широкое и одновременно эффективное осуществление долгосроч-ных социальных инвестиций также представляет одно из важнейших условий успешного развития конвергентной национальной системы. При этом первоочередной приоритет состоит в обеспечении действительно равных возможностей для получения образова-ния, в том числе путем широкого предоставления необходимой поддержки детям из ма-лообеспеченных семей.
Определенно, проведение активной социальной политики в нашей стране оста-нется важнейшим направлением государственной деятельности. Вместе с тем в сфере социальных услуг крайне весомо усилится роль местных органов самоуправления и доб-ровольных и благотворительных организаций. Позитивному взаимному дополнению го-сударственной, коллективной и частной инициативы в сфере социального предпринима-тельства будут в полной мере благоприятствовать основополагающие условия равнопра-вия базовых институтов общественной регуляции и саморегулирования в рамках конвер-гентной национальной системы.
В ходе конвергентной системной трансформации объективно возникнет потреб-ность и в осуществлении обновленной, с учетом ожидаемых постиндустриальных техно-логических и глобализационных перемен, стратегии устойчивого развития на базе со-хранения и приумножения экологических ценностей. По официальным оценкам, боль-шинство россиян живут в неблагоприятных экологических условиях. Необходимость скорейшего решения насущных экологических задач, притом с учетом их территориаль-ной специфики, должна будет в основном определять содержание и потребность в раз-мерах финансирования различных государственных программ, особенно региональных.
Также один из неотъемлемых императивов конвергентного национального разви-тия заключается в достижении гармоничных региональных пропорций. Для России, от-личающейся крайней дифференциацией уровня развития своих различных территори-альных частей, эта проблема архи сложна. Она может быть разрешена только постепен-но с учетом сложившихся объективных различий между регионами Центральной Рос-сии, с одной стороны, и регионами Сибири, Севера и Дальнего Востока, с другой.
В границах Центральной России существующие региональные различия в уровне жизни и, особенно, обеспеченности объектами социальной инфраструктуры должны быть кардинально сокращены в решающей степени благодаря проведению целенаправ-ленной государственной политики. И здесь трудно переоценить значение долгосрочных политических решений, направленных на пресечение потоков нелегальных мигрантов.
В отношении трудных для проживания районов Сибири и Севера, по всей види-мости, правомерно проведение взвешенной региональной политики, предусматриваю-щей привлечение значительных внешних инвестиций и в немалой степени рабочих и специалистов из СНГ и других стран. Таким путем становится возможным постепенное избавление от многовекового груза прошлого колониального развития России, связанно-го с экстенсивной эксплуатацией природных недр.
Реальным станет, по нашему убеждению, и постепенное избавление от укоренив-шейся болезни «центропупства» - сверх концентрации финансовых, административных и других ресурсов в Москве. Огромный потенциал московского бизнеса, особенно строительного, в результате принятия ответственных политических решений может быть использован на цели экономического и социального развития регионов Централь-ной России на принципах рыночного и социального предпринимательства при соблюде-нии принятых правовых норм. При этом следует принимать в расчет позитивный кос-венный эффект таких политических решений. Прекращение массового притока приез-жих в Москву будет способствовать в целом улучшению социального климата в нашей стране и возрождению духовной отечественной культуры.
На политической арене конвергентная системная трансформация будет, по-видимому, сопряжена с переориентацией к идеологической платформе национальной социал-демократии. Такой политический сдвиг может привести к трем важным резуль-татам.
Во-первых, к ускорению демократизации и одновременно усилению ответствен-ности исполнительной власти на всех уровнях, особенно на местном. Это предполагает проведение всеобъемлющей административной реформы в соответствии с задачами раз-вития страны на ближайшие будущие десятилетия. Во-вторых, к проведению действи-тельно справедливых процедур демократических выборов. Речь идет об обязательности участия в голосовании; о запрете на частное финансирование предвыборных кампаний или, во всяком случае, ее заведомое ограничение; об обеспечении равной доступности средств массовой информации для конкурирующих политических партий; о применении законодательно утвержденных жестких норм уголовного наказания за фальсификацию результатов выборов, покупку голосов избирателей и т.д. В-третьих, к осуществлению внешнеполитического курса нашей страны в противовес агрессивной политике ускорен-ной глобализации США и их ближайших союзников по направлению к установлению нового мирового экономического и политического порядка. Он призван быть основан на равноправном диалоге мировых цивилизаций: западной, евразийской (ее в первую оче-редь представляет Россия), мусульманской, восточно-азиатской и др.
Конечно, переход к конвергентному национальному пути развития предполагает становление действительно правового государства, что означает необходимость осуще-ствления активной государственной политики в рамках правового поля. Она призвана быть целеориентирована на выполнение общих законодательных норм, поддержку су-дебной власти, последовательное сокращение сферы полномочий бюрократии, позво-ляющих ей влиять в собственных интересах на договорные отношения.
Нельзя не признать, что избавление от укоренившегося правового нигилизма не может не быть длительным. Оно в решающей мере будет зависеть от успешного разви-тия как постиндустриального, так и традиционных рыночных секторов в различных ре-гионах нашей страны в рамках зрелого нормативно-правового пространства при парал-лельном порядковом сокращении теневой экономической деятельности и легализации значительной части отечественного бизнеса, разумеется, не криминального. Требуется создание гибких правовых и связанных с ним финансовых условий для выхода из “тени” и обеспечения требуемой прозрачности огромного сегмента российского рынка.
Также несомненна непреложность осуществления толерантной регуляции куль-турных сдвигов в случае перехода к конвергентному пути развития. Посредством прове-дения гибкой и взвешенной культурной политики становится возможным уменьшение статусной и этно-национальной дифференциации в потреблении культурных благ, по-вышение толерантности к иным культурам. Крайне важно и то, что осуществление кон-вергентной культурной трансформации позволит сохранить традиционные для нашей страны ценностные ориентации в ходе наступающих технологических и институцио-нальных перемен.
По всем прогнозам при любом развитии политических событий острота нацио-нальной проблемы в России не снизится. Гармоничное согласование интересов в сфере национальных взаимоотношений, которые должно быть присуще конвергентной макро-социальной системе, достижимо, конечно, только благодаря действию институтов обще-ственной регуляции, в первую очередь институтов государства. В ближайшей перспек-тиве существующие инструменты государственной политики призваны быть направлены на предоставление действительно широких возможностей представителям коренных на-циональностей для получения качественного образования, особенно управленческого, юридического и финансового, и занятия должностей на всех уровнях исполнительной и судебной власти. Ключевую роль в ослаблении национальных противоречий призвано сыграть и эффективное регулирование миграционных потоков.
Бесспорно, переход на конвергентный путь развития становится возможным ис-ключительно посредством сочетания реформ сверху и гражданской инициативы снизу. Широкую социальную силу, которая заинтересована в таком фундаментальном измене-нии вектора развития нашей страны, составляет часть национальной элиты и региональ-ных элит, профессиональные управленцы и специалисты многих отраслей, особенно по-тенциально высокотехнологичных, патриотически-ориентированные гуманитарная ин-теллигенция и студенчество.
Обеспечение поддержки со стороны активного большинства граждан страны же-стких институциональных реформ по пути конвергентного развития предполагает реше-ние неотложных задач социального возрождения страны и одновременно подъема ее технологического и производственного потенциала.
С одной стороны, станет безальтернативной полномасштабная реализация, как общенациональных проектов, так и огромного числа региональных проектов социаль-ной направленности. Их результатом должен стать перелом сложившихся негативных тенденций социального развития, прежде всего, падения численности коренного населе-ния Центральной России. С другой стороны, потребуется в сжатые сроки перейти к все-сторонним постиндустриальным преобразованиям, притом в решающей мере посредст-вом государственной инициативы. На первом этапе этих преобразований должны быть выполнены потребные общенациональные инфраструктурные программы, проекты по техническому перевооружению перспективных промышленных предприятий, многочис-ленные задельные инновационные проекты и проекты по совершенствованию отечест-венной технической школы.

От Игорь
К И.Т. (23.08.2008 01:28:17)
Дата 03.09.2008 16:43:18

Как скрестить ужа с ежом или в сто первый раз - как стать Америкой, оставаясь Ро

ссией.
>Особенно ве-сомой до настоящего времени остается роль индикативного планирования, выражающе-го совместные инициативы государства и частного бизнеса, в Малайзии и на Тайване.
>Использование мощных механизмов государственного регулирования экономики было сопряжено и с проведением жесткого политического курса по обеспечению нацио-нальных интересов и национально-ориентированной политики в культурной области. Тем самым становление национально-государственных систем в странах Восточной Азии происходило именно по третьему пути, далекому от известных исторических об-разцов становления существующих систем западных стран.
>Нельзя не признать, что финансовый кризис 1997-1998 гг. поставил все новоинду-стриальные страны перед сложными дилеммами. Тем не менее, вследствие сохранения ориентации этих стран на исключительно постепенную глобализацию и одновременно выгодную региональную интеграцию расширение зон действия либеральных экономи-ческих институтов с большой долей вероятности не повлечет за собой сужение зон дей-ствия основных институтов общественной регуляции. И есть все основания ожидать продолжения траектории трансформации систем рассматриваемых национальных сооб-ществ именно в русле конвергентного пути развития.

Автор не рассматривает этих самых тигров, как самостоятельные государственные образования, якобы пошедшие по третьему пути, но это всего лишь зависимый от западных стран буфер, куда Запад сваливал и еще будет сваливать свои финансовые потрясения.

>Конечно, особый интерес вызывает обсуждение проблемы возможной конверген-ции социальной системы в отношении дальнейшей перспективы развития Китая – миро-вой державы, самым серьезным образом претендующей на технологическое и экономи-ческое лидерство по происшествие нескольких будущих десятилетий.

Ни на какое технологическое лидерство Китай не претендует. А экономическое лидерство он уже сейчас имеет - самая большая в мире реальная экономика. Правда обслуживает она не столько китайцев, сколько американцев и европейцев.

>По общему мнению, за последний, почти 30-летний период главным направление эволюции китайской экономики заключалось в ее быстром приближении к мировым ры-ночным стандартам. Параллельно происходили грандиозные социальные изменения: кардинально повысилось благосостояние городских жителей и одновременно их имуще-ственное расслоение, появились многочисленные предприниматели вне государствен-ного сектора, возникли широкие прослойки относительно высокооплачиваемых менед-жеров и специалистов, в том числе в высокотехнологичных отраслях. Институциональ-ные сдвиги, сопутствующие обозначенным экономическим и социальным переменам, нашли выражение в новых правовых регламентациях. Среди них, несомненно, следует выделить историческое решение Всекитайского собрания народных представителей в 2002 г. о легализации частной собственности.
>Нельзя не признать, что важнейшей чертой жизни китайского общества остается сохранение абсолютной политической власти в руках коммунистической партии. Однако в последнее время определенно наблюдаются признаки распространения гражданских свобод и общецивилизационных культурных ценностей при одновременном ослаблении ортодоксального характера коммунистической идеологии. В подтверждении сказанного, особо стоит сделать акцент на наблюдающихся признаках сближения идеологической позиции руководства КПК с идеологией национальной (в западной масс-медиа, правда, называемой националистической) социал-демократии. Крайне симптоматичным в этом плане выступает достигнутая несколько лет назад (в 2004 г.) договоренность между Коммунистической партией Китая и Гоминьданом, до сих пор остающейся одной из двух ведущих политических сил в Тайване, об идеологическом «примирении». Ведь именно партия Гоминьдан с начала ее создания одним из наиболее выдающихся поли-тических деятелей 20 века Сунь Ят Сеном как никакая другая политическая сила до сих пор представляет национальное направление социал-демократии.
>Следовательно, в целом развитие современного китайского общества характери-зуется усилением продуктивного взаимодействия между институтами саморегулирова-ния и институтами общественной регуляции, в чем и проявляется главное преимущест-во конвергентной системы. И в обозримой перспективе следует ожидать, судя по мне-нию многих специалистов, устойчивого продолжения этой тенденции в экономической сфере и в политической жизни.

По мнению каких "многих специалистов"? У Китая нет независимого механизма разделения труда на внутреннем рынке - он обслуживает Запад, и не знает, что делать со своими валютными резервами, то бишь западными бумажками. Роль лакея, чего изволите, - вот роль современного Китая.

>Реален ли конвергентный путь национального развития в России? Экономиче-ский рост и улучшение материального положения многих слоев населения создают воз-можности для дальнейших позитивных перемен во всех сферах жизни нашей страны.

Песня про экономический рост при сокращении числа промышленных рабочих вдвое и всеобщей деградации воспитания и образования уже поднадоела.


>Речь идет о достижении конкурентоспособности национальных производителей на мно-гих рынках,

на каких на многих - на рынках нефти и газа?

>решении насущных социальных задач и, прежде всего, преодолении бедно-сти,

Бедность не преодолевается просто ростом экономики.

>становлении нового правового сознания,


Как в США и Европе - свободу порокам и легализацию смертным грехам?

>кардинальном культурном прогрессе, обеспечении благоприятного геополитического положения страны.

НАТО в Украине и Грузии?

Выполнение этих новых стратегических целей не представляется реальным с помощью импортируемой глобализационной модели в ее неолиберальном и неоконсервативном вариантах, или, наоборот, посредством сужения рыночных и других видов предпринимательской дея-тельности и реставрации заведомо доминирующего положения государственных инсти-тутов (государственной собственности, государственной ценовой координации и др.). Определенно вырисовывается иной путь развития. Он предполагает, как отказ от инте-грации в западный капиталистический мир, так и от возврата в узкий социалистический мир, стоящий на грани системных перемен. Такому условию отвечает становление кон-вергентной системы национального сообщества, функционирующего на базе сочетания институтов саморегулирования и общественной регуляции на основной части социе-тального пространства, включающего в себя и культурное поле.

Эти фразы - просто литье воды.


>Что будет представлять собой, хотя бы в первом приближении, экономиче-ская модель нашей страны в случае выбора конвергентного пути развития?

Вопрос - почему начинает автор не с системы государственнйо политическйо власти, а с экономической модели? Потому что согласно марксизму и либерализму - экономика база, а государственная власть - надстройка?

>Самый краткий ответ - модель смешанной экономики, дополнительно ха-рактеризуемая равноправным положением институтов общественной (государст-венной) и частной собственности,

Т.е. государственная власть наравне с властью олигархов?

>институтов общественного экономического ре-гулирования и рыночного саморегулирования. Такая модель призвана обеспечить достижение стандартов общества благосостояния в соответствии с определенны-ми рамочными условиями справедливого распределения потребительских благ и хозяйственных ресурсов.

Стало быть главная цель не безопасность народа, его културы и святынь, а достижение общества благосостояния. Пусть НАТО под боком, в СМИ и TV - американская масс-культура, а мы будем общество благостостояния строить.

>Исходя из сегодняшних реалий, ключевое значение для выполнения импе-ратива справедливого распределения имеет преодоление бремени сверх доходно-сти отдельных рынков, прежде всего, нефтяного и ряда других сырьевых рынков. Капиталы олигархов должны быть выведены из рынка, для чего в сырьевой сфере требу-ется осуществление в широких масштабах открытой справедливой ренационализации. Юридически правомерен выкуп пакетов акций частных компаний, действующих в сырьевой сфере, по первоначальной стоимости приобретения с учетом фактического ин-декса инфляции на внутреннем рынке.

Выкуп у воров - это не ренационализация, а национальный позор. Первоначальная стоимость приобретения - то есть 0,5% от реальйо стоимости должна быть объявлена государственным преступлением, все приватизационные сделки - имеющими ничтожную силу, а виновники как с частной, так и государственнйо стророн должны быть наказаны.

>Жалованье высших менеджеров корпораций в сырьевой сфере должно будет, ко-нечно, соответствовать принятым международным стандартам.

То есть в 100, а то и в 1000 раз больше, чем средняя зарплата по отрасли. Хорошие международные, т.е. американские стандарты.

>Но одновременно станет невозможным превращение этих менеджеров во владельцев миллиардных активов своих компаний.

Действительно - если разрешить назначать зарплату в 20 млн. долларов в месяц, то всего за четыре года можно вполне легально стать миллиардером.

>Неотъемлемой чертой конвергентного национального развития в нашей стране должна выступать и рационализация использования земли как общенационального дос-тояния. Результатом государственной политики призвано стать недопущение спекуля-ции землей и обеспечение доступности цены на землю с целью ее эффективного исполь-зования, с учетом экологических и других требований. При этом нельзя не принимать во внимание сложившуюся очень сложную проблему преодоления последствий крими-нальной приватизации земли, в которой активно участвовали муниципальные органы власти. Для разрешения этой проблемы требуется реализация жестких и в то же время законодательно обеспеченных мер по фактической ренационализации значительной час-ти земельного фонда и только в дальнейшем его передачи в частную собственность на принципах справедливого распределения.

Что это за принципы? И почему земля вдруг объявляется товаром? Разве ее кто-то из граждан произвел? И самое главное - зачем плести чушь про конвергенцию двух систем, когда земля объявляется товаром, что соотвествтует одной системе ( не нашей, а вражеской_) и прямо противоречит другой( нашей родной)?

>Отличительная черта модели смешанной экономики, адекватной конвергентному пути развития, заключается и в целенаправленном регулировании движения капитала по его основным каналам, давно и успешно апробированного в новоиндустриальных стра-нах Восточной Азии.

Основной канал - это вкадывать до седьмого пота, чтобы производить товары для американцев и европейцев, работать лучше их в несколько раз, а жить в несколько раз хуже.

>Оно делает практически невозможным извлечение сверх доходов от операций на внутренних рынках ценных бумаг. Разумеется, такое финансовое регули-рование даст желаемый результат, если окажутся «закрытыми» альтернативные каналы движения частного капитала с целью извлечения сверхдоходов – на сырьевых рынках, рынка недвижимости, в том числе земли, и др.
>В целом за границами сугубо корпоративного бизнеса для большинства граждан стран, принявших конвергентную модель развития, капитализация частной собственно-сти не является значимым мотивом их жизнедеятельности. В этом непосредственно на-ходит выражение имманентное свойство ограниченного капитализма, присущего кон-вергентной национальной системе.

Где он такую нашел?

>Ни для кого не секрет, что крайне значимое препятствие на пути позитивных сис-темных преобразований в нашей стране представляют глубокие социальные деформа-ции, сложившиеся в первой половине девяностых годов. Речь идет, в первую очередь, о неприемлемых для развитых стран стандартах экологической безопасности и медицин-ского обслуживания, тенденции катастрофической демографической депопуляции, кри-зисной миграционной ситуации.

В Западной Европе, выбрасывающей больше всех углекислого газа на квадратный километр и имеющей катастрофическую демографическую депопуляцию - находятся, очевидно, неразвитые страны?

>В настоящий момент преодоление этих деформаций становится реальным путем кардинального увеличения ресурсов, направляемых на цели повышения благосостояния самых широких слоев населения.



>В России огромным дополнительным источником ас-сигнований для решения общенациональных социальных задач как раз может стать часть природной ренты, полученной в результате ренационализации сырьевых отраслей и пересмотра земельной реформы.

Вы ее сначала извлеките из американских банков, эту часть природнйо ренты.

>Обеспечение достойного существования для большинства граждан посредством оказания весомой и разнообразной поддержки нуждающимся имеет решающее значение для утверждения желаемого социального климата в ходе дальнейшего развития конвер-гентного общества. Кроме того, в таком обществе дифференциация доходов фактически является предметом государственного регулирования. Один из наиболее весомых ее ин-струментов - взимание налогов на крупные наследуемые состояния. Эти налоговые по-ступления призваны быть непосредственно использованы на финансирование программ социальной помощи.

То есть речь идет об окончательнйо легализации наследуемых состояний злодеев, ограбивших миллионы своих соотечественников.

>Максимально широкое и одновременно эффективное осуществление долгосроч-ных социальных инвестиций также представляет одно из важнейших условий успешного развития конвергентной национальной системы. При этом первоочередной приоритет состоит в обеспечении действительно равных возможностей для получения образова-ния, в том числе путем широкого предоставления необходимой поддержки детям из ма-лообеспеченных семей.
>Определенно, проведение активной социальной политики в нашей стране оста-нется важнейшим направлением государственной деятельности. Вместе с тем в сфере социальных услуг крайне весомо усилится роль местных органов самоуправления и доб-ровольных и благотворительных организаций. Позитивному взаимному дополнению го-сударственной, коллективной и частной инициативы в сфере социального предпринима-тельства будут в полной мере благоприятствовать основополагающие условия равнопра-вия базовых институтов общественной регуляции и саморегулирования в рамках конвер-гентной национальной системы.
>В ходе конвергентной системной трансформации объективно возникнет потреб-ность и в осуществлении обновленной, с учетом ожидаемых постиндустриальных техно-логических и глобализационных перемен, стратегии устойчивого развития на базе со-хранения и приумножения экологических ценностей. По официальным оценкам, боль-шинство россиян живут в неблагоприятных экологических условиях. Необходимость скорейшего решения насущных экологических задач, притом с учетом их территориаль-ной специфики, должна будет в основном определять содержание и потребность в раз-мерах финансирования различных государственных программ, особенно региональных.
Прямо как доклад на очередном съезде КПСС. Только где та страна и те возможности?

>Также один из неотъемлемых императивов конвергентного национального разви-тия заключается в достижении гармоничных региональных пропорций. Для России, от-личающейся крайней дифференциацией уровня развития своих различных территори-альных частей, эта проблема архи сложна.

В Ленины метит?

>Она может быть разрешена только постепен-но с учетом сложившихся объективных различий между регионами Центральной Рос-сии, с одной стороны, и регионами Сибири, Севера и Дальнего Востока, с другой.
>В границах Центральной России существующие региональные различия в уровне жизни и, особенно, обеспеченности объектами социальной инфраструктуры должны быть кардинально сокращены в решающей степени благодаря проведению целенаправ-ленной государственной политики. И здесь трудно переоценить значение долгосрочных политических решений, направленных на пресечение потоков нелегальных мигрантов.
>В отношении трудных для проживания районов Сибири и Севера, по всей види-мости, правомерно проведение взвешенной региональной политики, предусматриваю-щей привлечение значительных внешних инвестиций и в немалой степени рабочих и специалистов из СНГ и других стран. Таким путем становится возможным постепенное избавление от многовекового груза прошлого колониального развития России, связанно-го с экстенсивной эксплуатацией природных недр.

А что такое - прошое колониальное развитие России?

>Реальным станет, по нашему убеждению, и постепенное избавление от укоренив-шейся болезни «центропупства» - сверх концентрации финансовых, административных и других ресурсов в Москве. Огромный потенциал московского бизнеса, особенно строительного, в результате принятия ответственных политических решений может быть использован на цели экономического и социального развития регионов Централь-ной России на принципах рыночного и социального предпринимательства при соблюде-нии принятых правовых норм.

рыночное предпринимательство требует продолжать бессмысленное строительство пустых коробок в Москве, социальное требует его прекратить. Как автор собрался их скрещивать?

>При этом следует принимать в расчет позитивный кос-венный эффект таких политических решений. Прекращение массового притока приез-жих в Москву будет способствовать в целом улучшению социального климата в нашей стране и возрождению духовной отечественной культуры.
>На политической арене конвергентная системная трансформация будет, по-видимому, сопряжена с переориентацией к идеологической платформе национальной социал-демократии.

Т.е. речь идет не о социалистической, а о капиталистической системе, ибо социал-демократяи там была, а не в СССР.

>Такой политический сдвиг может привести к трем важным резуль-татам.
>Во-первых, к ускорению демократизации и одновременно усилению ответствен-ности исполнительной власти на всех уровнях, особенно на местном.

Так кто править будет - власть или народ? И во имя каких целей?

>Это предполагает проведение всеобъемлющей административной реформы в соответствии с задачами раз-вития страны на ближайшие будущие десятилетия. Во-вторых, к проведению действи-тельно справедливых процедур демократических выборов.

Т.е. у власти нерушимых принципов не будет, а будут желания народа? Сегодня одни, завтра другие?

>Речь идет об обязательности участия в голосовании;

Типа под дулами автоматов будут водить?

>о запрете на частное финансирование предвыборных кампаний или, во всяком случае, ее заведомое ограничение;

Поможет ли такой запрет, если чиновники от предпринимателей сегодня ничем не отличаются? И те и другие работают ради денег?

>об обеспечении равной доступности средств массовой информации для конкурирующих политических партий; о применении законодательно утвержденных жестких норм уголовного наказания за фальсификацию результатов выборов, покупку голосов избирателей и т.д.

В общим строим бурдуазную демократию, - тогда зачем нужно было плести о конвергенции?

В-третьих, к осуществлению внешнеполитического курса нашей страны в противовес агрессивной политике ускорен-ной глобализации США и их ближайших союзников по направлению к установлению нового мирового экономического и политического порядка.

Так автор этот порядок, принятый в США и Западнйо Европе собирается установить и у нас - вон даже выборы в обязательном для всех порядке предлагает. Им нас и завоевывать не придется - ибо автор предлагает ввести у нас те же ценности, что и у "глобализаторов".

>Он призван быть основан на равноправном диалоге мировых цивилизаций: западной, евразийской (ее в первую оче-редь представляет Россия), мусульманской, восточно-азиатской и др.
>Конечно, переход к конвергентному национальному пути развития предполагает становление действительно правового государства,

опять нам предлагают "стать Америкой, оставаясь Россией".

>что означает необходимость осуще-ствления активной государственной политики в рамках правового поля.

Понятно, что они будут действовать гуманитарными бомбардировками, а мы - в рамках правового поля.

>Она призвана быть целеориентирована на выполнение общих законодательных норм, поддержку су-дебной власти, последовательное сокращение сферы полномочий бюрократии, позво-ляющих ей влиять в собственных интересах на договорные отношения.

Итак безусловных обязаннтьстей служения не предполагается. Предполагаются договорные отношения. Нарушил - уплати штраф.

>Нельзя не признать, что избавление от укоренившегося правового нигилизма не может не быть длительным. Оно в решающей мере будет зависеть от успешного разви-тия как постиндустриального, так и традиционных рыночных секторов в различных ре-гионах нашей страны в рамках зрелого нормативно-правового пространства при парал-лельном порядковом сокращении теневой экономической деятельности и легализации значительной части отечественного бизнеса, разумеется, не криминального. Требуется создание гибких правовых и связанных с ним финансовых условий для выхода из “тени” и обеспечения требуемой прозрачности огромного сегмента российского рынка.
>Также несомненна непреложность осуществления толерантной регуляции куль-турных сдвигов в случае перехода к конвергентному пути развития. Посредством прове-дения гибкой и взвешенной культурной политики становится возможным уменьшение статусной и этно-национальной дифференциации в потреблении культурных благ, по-вышение толерантности к иным культурам.

Это он русских будет учить толерантности к иным культурам?

>Крайне важно и то, что осуществление кон-вергентной культурной трансформации позволит сохранить традиционные для нашей страны ценностные ориентации в ходе наступающих технологических и институцио-нальных перемен.

Мы уже видим, как позволит.

>По всем прогнозам при любом развитии политических событий острота нацио-нальной проблемы в России не снизится. Гармоничное согласование интересов в сфере национальных взаимоотношений, которые должно быть присуще конвергентной макро-социальной системе, достижимо, конечно, только благодаря действию институтов обще-ственной регуляции, в первую очередь институтов государства. В ближайшей перспек-тиве существующие инструменты государственной политики призваны быть направлены на предоставление действительно широких возможностей представителям коренных на-циональностей для получения качественного образования, особенно управленческого, юридического и финансового, и занятия должностей на всех уровнях исполнительной и судебной власти.

Качественного воспитания, как видим, не предполагается.

>Ключевую роль в ослаблении национальных противоречий призвано сыграть и эффективное регулирование миграционных потоков.
>Бесспорно, переход на конвергентный путь развития становится возможным ис-ключительно посредством сочетания реформ сверху и гражданской инициативы снизу. Широкую социальную силу, которая заинтересована в таком фундаментальном измене-нии вектора развития нашей страны, составляет часть национальной элиты и региональ-ных элит, профессиональные управленцы и специалисты многих отраслей, особенно по-тенциально высокотехнологичных, патриотически-ориентированные гуманитарная ин-теллигенция и студенчество.
>Обеспечение поддержки со стороны активного большинства граждан страны же-стких институциональных реформ по пути конвергентного развития предполагает реше-ние неотложных задач социального возрождения страны и одновременно подъема ее технологического и производственного потенциала.

ничего это, кроме болтовни не предполагает. Если и дальше будет говорить о совершенствовании системы и плевать на совершенствование человека.

>С одной стороны, станет безальтернативной полномасштабная реализация, как общенациональных проектов, так и огромного числа региональных проектов социаль-ной направленности. Их результатом должен стать перелом сложившихся негативных тенденций социального развития, прежде всего, падения численности коренного населе-ния Центральной России. С другой стороны, потребуется в сжатые сроки перейти к все-сторонним постиндустриальным преобразованиям, притом в решающей мере посредст-вом государственной инициативы. На первом этапе этих преобразований должны быть выполнены потребные общенациональные инфраструктурные программы, проекты по техническому перевооружению перспективных промышленных предприятий, многочис-ленные задельные инновационные проекты и проекты по совершенствованию отечест-венной технической школы.

А духовную отечественную школу кто будет совершеснтвовать?