От Monco Ответить на сообщение
К Temnik-2 Ответить по почте
Дата 16.06.2008 00:13:41 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Версия для печати

Производство самолётов и авиадвигателей в ПМВ.

Производство самолётов (1914-1918)
		1914	1915	1916	1917	1918	Всего
Германия	1348	4532	8182	19746	14123	48537 
Австро-Венгрия	70	238	931	1714	2438	5391
Англия		245	1932	6149	14421	32106	54 853  
Франция		541	4469	7549	14915	23669	51143 
США		49	178	411	2148	14011	16797 
Италия		-	382	1255	3871	6523	12028
Россия		535	1305	1870	1897	-	5607


Стоит отметить, что данные по России взяты из Шаврова, а Шавров посчитал всё, что смог найти, включая опытные экземпляры, самолёты построенные отдельными умельцами у себя в гараже и даже самолёты, не сданные предприятиями.

Производство авиадвигателей (1914-1918)
		1914	1915	1916	1917	1918	Всего
Германия	848	5037	7822	11200 	15542 	40449
Англия		99	1721	5363	11536 	22102 	40821
Франция		1065	7089	16785 	23092 	44563 	92594
США		50	200	600	2431	34241 	37522
Россия		-	-	-	-	-	1300



Несколько фактов.

Полная сводка самолетов, строившихся в России, насчитывает 315 названий оригинальных русских конструкций (табл. 15), из которых 38 строились серийно, и 117 самолетов иностранного происхождения, из которых 35 строились серийно, а остальные были в немногих экземплярах.[2, 302]
--------------------------------------------------------------------------------
Самолеты иностранных типов, составлявшие основную часть самолетного парка русской военной авиации в первой мировой войне, впоследствии участвовали на фронтах гражданской войны 1918— 1920 гг. ...

Наиболее многочисленными были типы французских самолетов, строившиеся на русских заводах и составлявшие более половины всей их продукции. Самолеты английские, американские и немецкие были в России в небольшом количестве.

В серийной постройке в России были следующие типы самолетов французского происхождения: “Фарман”(построено >1500 - monco), “Вуазен”(около 400), “Ньюпор”(>1000), “Моран”, “Депердюссеп”, “Блерио”, “Спад”, “Соммер”. К самолетам, бывшим в России в немногих экземплярах и не строившимся на русских заводах, относились: “Аитуанет”, РЕП, “Демуазель”, “Блерио-Томанн”, “Блерио-Моран”, “Кодрон”, “Дебражас”, “Бреге”, “Пишоф”, “Анрио”, “Гупи”, “Сальмсон”, “Телье”.
[2, 147]
--------------------------------------------------------------------------------
Технико-экономическая отсталость царской России и ее зависимость от западных стран в ряде важнейших отраслей промышленности вынуждали русское военное ведомство делать многочисленные заказы и закупки авиационного имущества за рубежом, особенно во время войны. До войны размеры закупок были по существу незначительны. Приобретались главным образом двигатели и приборы, что же касается самолетов, то их было приобретено лишь несколько десятков. В 1910—1911 гг. отделом воздушного флота Комитета по усилению флота было куплено за границей около 50 самолетов, переданных русским военным летным школам. Примерно столько же самолетов было приобретено частными лицами и аэроклубами. Формируемые авиационные отряды в основном снабжались самолетами зарубежных типов, но отечественного производства, которых было принято свыше 300 экземпляров.

С началом войны положение в корне изменилось. Как только выяснилось, что убыль самолетов достигает 37 % в месяц и что русские заводы не поспевают ее восполнять, командование армии стало все настойчивее (иногда даже в унизительной для себя форме) обращаться за помощью к союзникам — французам и англичанам. Однако Франция в 1915 г. еще только развертывала свою авиапромышленность и потому отпускала своим союзникам не более 15 % от общего объема производства самолетов и двигателей. Доставка морем через Архангельск была долгой и в общем в 1915 г. для русского фронта дошло немного. Поставки оживились в 1916 г. и достигли максимума в середине 1917 г. С осени 1916 г. начались поставки из Англии, но по сравнению с французскими они были невелики. Трудно установить в точности, сколько самолетов было получено из-за границы. По данным архива А. А. Игнатьева и других источников 1 всего было доставлено около 1800 самолетов и свыше 4000 двигателей. Все (или почти все) пароходы с этим грузом благополучно достигли Архангельска.
[2, 301]
--------------------------------------------------------------------------------

1. http://engine.aviaport.ru/issues/17/page20.html (данные в таблице из книги Олафа Греллера "История войны в воздухе")
2. Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938-го года. - 3-е изд. 1986, стр. 672
3. https://www.vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/209/209648.htm