Re: Будущий возвращенец, так ли уж ты непредсказуем ?
Интересные рассуждения о партии ненависти и гедонистах, вообще об элите и модернизации. Лично для меня было приятно увидеть, что многие мои собственные представления о элите оказываются созвучны. Это касается, как простых взглядов, подобных : http://vizantarm.am/page.php?92 -" Простая модель оценки элиты."
так и более фундаментальных, подобных : https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/248904.htm - "Элитология и теория этногенеза" .
Рассуждение Кургиняна о элите и о нынешней элите оказываются сильно зависимы от более универсальных взглядов на элиту, которые во многом просто отсутствуют в этой статье. Партия ненависти и партия гедонистов это не нечто присущее элите, а нечто характерное именно нынешней российской элите, хотя не исключено, что это может быть и типичный процесс, возникающий при определенных условиях. В любом случае, складывается ощущение, что это просто характеристика нынешнего момента, и закономерности её рождения неясны.
Поэтому и невозможно делать вывод о будущем направлении развития элиты, основываясь на продемонстрированной базе. Может сегодня неудобно говорить о каких то вещах, может еще нет необходимой ясности,- гадать не стоит.
В любом случае, теория этногенеза даёт свои ответы на вопрос о общественных институтах, о причинах эфективности их воздействия, о происхождении элит, исходя из своего характерного для этой теории понимания этноса, - решая своими собственными силами вопрос о элитах, хорошо известный в теории цивилизаций, и подтверждая тем самым, что теория этногенеза Гумилёва оригинальная теория цивилизации, с мощным и универсальным собственным понятийным аппаратом, пригодным для понимания самых принципиальных общественных явлений.
Точка зрения теории этногенеза на распад СССР, на роль элит в этом процессе, на возможность манипулирования процессом извне я коротко, тезисно рассмотрел именно в "Элитология и теория этногенеза", по указанной выше ссылке, собираясь посвятить этому обсуждению целую ветку в будущем.
Распад СССР в рамках теории этногенеза это объективный процесс, возникший из несовершенства институтов необходимых для успешного долговременного функционирования цивилизаций, в частности речь идёт о институте религии. И в силу институциональной слабости религии возникает фундаментальная проблема в механизме воспроизведения этноса, что и привело к распаду СССР.
Поведение элиты это не источник распада СССР, а отражение объективных процессов разложения советского этноса.
Потому в результате распада страны мы и получаем такие ненормальные партии ненависти и гедонизма, необъяснимые никак, но очень логичные и более того, абсолютно необходимые с точки зрения процессов в обществе, при распаде этноса, если рассматривать этот процесс в рамках доктрины Гумилёва.
Кроме того, Кургинян игнорирует, что каждая элита, при любой степени глобализации, эффективна только в рамках своего этноса, она эффективна только при работе с людьми своей породы, своего этноса, никакой универсальной по привычкам и способностям элиты не существует, это очень разная среда людей, очень конкурентная внутри себя. Универсальность элиты и универсальность её инструментов может обеспечиваться только в условиях большого избытка ресурсов, только в таких условиях можно компенсировать низкую эффективность универсальных методик применяемых к обществу, в каждом конкретном случае их применения. А избытка ресурсов никак не наблюдается сейчас, при всех применяемых технологиях надувания финансовых пузырей.
Вторая проблема, фактически полностью проигнорированная Кургиняном - конкуретный характер элиты и отсутствие склонности верить чему либо кроме твердых силовых аргументов. Даже у гедонистов нет никаких причин верить в некую заданность ценности именно западных элитариев. Т.е некие гедонистические ценности безусловно закреплены на Западе, но конкретные западные элитарии не имеют никакой абсолютной привязки к этим гедонистическим ценностям. Эти ценности в глазах гедонистов принадлежат тем, кто может их отстоять и/или завоевать. Даже гедонисты хотят быть не просто принятыми, а хотят быть первыми, коль скоро у других элитариев Запада нет аргументов доказать, что они первые по праву.
Именно из этой борьбы и родятся те возращенцы, о которых Кургинян говорил - именно из борьбы элит за своё первенство.
Проблема в том, что эффективность элиты для управления Россией не сочетается именно с гедонизмом и/или в привилегированным характером элиты. Т.е борьба элиты за первенство в рядах глобальной элиты неминуемо приводит её к грани собственной гибели в России, но эту грань надо как то преодолеть, процесс сам по себе в этом направлении не пойдет, его надо как то подтолкнуть.
Надо искать и быть готовыми применить эти дополнительные аргументы, когда придёт время.
Например одним из методов такого рода это изучение технологий взаимодействия элит, их способов выработки внутриэлитного согласия, обучение таким технологиям, изучение российских традиций, советских, сравнение с нынешними российскими реалиями. Это не маленькая работа, но вполне посильная в век интернета.