Re: Рубить сплеча в таких тонких вопросах = заставить слона играть на скрипке
>>Итак выводы следующие. Духовно - интеллектуальное усвоение общественного комплекса марксизма(диамат+истмат), без переноса пороков самого марксизма для русской традиции вполне возможно. Для такого усвоения необходима хорошо подготовленная по философии среда. Для преодоления разрушительного противостояния науки с религией, необходима хорошее преподавание методологии науки, делающее очевидным возможность их интеграции. Для достижения этого результата тоже необходима хорошо подготовленная по философии среда.
>>Теперь, после того, как решены принципиальные вопросы, остался ещё один вопрос - вопрос о уровне массового философского образования. Дело в том, что уровень массового философского образования должен быть высок. Сами широкие массы с своим образованием по философии, своим интересом и активностью должны влиять на развитие и создание философии в обществе, создавая тем самым механизм работы и развития по философии, альтернативный советскому, который характеризовался централизацией в этом вопросе, приводящий к централизации управления этническими процессами в стране, недостатки которого ясны. Потому, должна быть реализована возможность децентрализованного воздействия на процесс развития философии, а это возможно только при широком и довольно качественном уровне среднего философского образования. Этот тезис как видим получается из рассмотрения вопроса в рамках этногенеза и учета особенностей функционирования советского этноса.>
>
>Верно, но сначала надо убрать яд.
В области обществоведения у русских еще с 19 века есть великие достижения - созданная Данилевским теория цивилизаций, в советское время поднятая Гумилёвым до нового уровня. Это части русской философии,о которой вы упоминали в статье в общем виде, и потому эти теории стоило бы отдельно упомянуть, как пример великих достижений русской общественной мысли.
Кроме того, марксизм выступает в роли инструмента, который может быть по прежнему полезен обществу, а его вредные качества вполне компенсируются изучением более широких общественных теорий, типа теории цивилизаций, и подробным изучением взаимодействия науки и философии, о чем у нас вроде нет разногласий. Все опасные качества марксизма исчезают, когда к нему начинают относится только как к одной из существующих общественных теорий, и понимать этот факт, что марксизм одна из возможных форм теорий цивилизаций, когда студенты начнут понимать, что смысл понятия материи, центральной для диамата, очень неопределен даже для философии.
Марксизм сегодня это не только способ связи с западом, но и способ контакта с китайским обществом, нельзя лишать себя таких преимуществв. Сегодня русские очень хорошо могут понимать китайцев благодаря знанию марксизма, но это фундаментальное преимущество может быть утерянно.