От Pokrovsky~stanislav Ответить на сообщение
К miron
Дата 18.02.2008 17:17:00 Найти в дереве
Рубрики Образы будущего; Идеология; Культура; Хозяйство; Версия для печати

Re: Блажен, кто

>А вот о технологии не надо. Вся технология в конце 19 и начале 20 веков создавалась наукой, а не монастырями. Тем более сейчас.

Кстати, это очень интересный вопрос. Наука, типа, она и есть наука. А как она родилась...

И практически никто не вспоминает, что систематизация технологических и теоретических знаний, полученных в монастырях средневековья, - результат концентрированной работы над этим вопросом монашеского ордена бернардинцев. С последующей реформой системы познания и образования иезуитами. В 16 веке ВСЕ знания Европы были сосредоточены в книгах, написанных учеными-иезуитами, по которым учились и в протестантской части Европы. Англичане преследовали иезуитов, жесточайшим образом их казнили, но своих учебников не было.
В католической же части Европы все научное образование было сосредоточено в иезуитских школах, колледжах и академиях. В 18 веке оно пришло и в Россию. В Царскосельском лицее Пушкина учили преподаватели-иезуиты.

Наука нового времени в своем происхождении ни на йоту не рыночная. Она продукт монастырско-орденской систематизации, распространения. Галилей вопросы пятен на солнце обсуждает с астрономами-иезуитами. Декарт получает образование в иезуитском колледже, в котором преподаются математические науки, философия(включая физику), фортификация и навигация.

И только в 18 веке наука в качестве более-менее готовой структуры - превращается в нечто поддерживаемое государством.
При этом Петр, не имея в стране достаточного количества образованных людей, в 1716 году предписывает монастырям возобновление отобранной ранее образовательной функции.

Она исчезает у монастырей только в 1764 году в связи с окончательной секуляризацией монастырей. И окончательным упадком монастырской образованности. Он был вызван решениями Петра о недопустимости прихода в монастыри молодежи - только стариков и инвалидов.

Но даже к началу 20 века О.Шпенглер акцентирует на том, что европейский ученый практически унаследовал все основные черты монаха.

Но еще интереснее было в СССР. Все локомотивные школы советской науки - родом из бериевских шарашек. Из тех самых закрытых НИИ и КБ, где собранные в коллективы ученые в простых бытовых условиях,- полностью отдавались научной деятельности. Тот же самый монастырь. И ранний МФТИ - тоже. И множественные закрытые научные городки - тоже.
Причем в мое время было очевидным резкое психологическое различие между физтехами-москвичами и физтехами из общаги.
А разница между наукой Обнинска и наукой ведущих московских НИИ 1980-х была просто разительной. Живая мысль, демократизм науки городков-монастырей - против мертвечины, снобизма, интриганства науки московской.

Научная духовность - очень тонкая материя. Причем самоценная. И нуждающаяся не столько в деньгах, сколько во внимании и... в штыках - ограждающих ее от гнусности потребительского общества.