>>В культуре России экзистенциальный страх (страх перед самим существованием человека) не играл существенной роли. Православие и выросшая на его почве культура делали акцент на любви, и это не оставляло места для экзистенциального страха: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх... Боящийся несовершен в любви» (Первое послание Иоанна, 4, 18).
>
>Непонятно, каким образом цитатой из Евангелия подтверждается отсутствие экзестинциального страха у русских и наличие такого у европейцев. Каким бы ни было исповедание у христианина, Евангелие действенно и для протестанта, и для православного. Не протестую против тезиса, просто аргумент никакой. Больше похоже на вставку для "красного словца".
Но оно не одинаково прочтено у протестантов и православных. Тем более, что европейцы - это не только протестанты, но и католики. Протестанских сект много, помимо трех главных, и каждая может конституировать собственное понимание Евангелия, чего недопустимо ни в католичестве, ни в православии.
>>Исток этого представления – идея религиозного братства, коллективного спасения души, так что «каждый отвечает за всех».
>
>С точки зрения любого христианства "коллективное спасение" - ересь.
Это смотря как понимать. Вокруг праведников могут многие спастись, потому что они искупают и чужие грехи, как это сделал Христос на кресте - за все человечество. Человек может и должен спасать человека. Образцом ему в этом служит самый совершенный человек на Земле - Иисус Христос.
>>А вот выдержки из “Вестминстерского исповедания” 1647 г.:
>
>>Глава 3 (Об извечном решении Бога): “Бог решением своим и для проявления величия своего предопределил (predestinated) одних людей к вечной жизни, других присудил (foreordained) к вечной смерти”.
>
>Учение "о предопределении" людей к спасению независимо от их "образа действий и мыслей" раз и навсегда оторвала кальвинизм от сообщества протестантских церквей. В оправдание Кальвина можно сказать лишь то, что заря становления протестантизма - это такой же поиск истины, как и поиски большевиков после Октября 1917 года. Люди поняли, как не надо (прочь индульгенции, прочь статуи, иконы и поборы!), но никто толком не понимал, как надо.
Чем статуи и иконы-то не угодили?
>А вот тут, как и в эпоху раннесоветского поиска, каждый исходил из своих внутренних установок. Только в отличие от учение Маркса, в Библии невозможно "найти оправдание всему, чему угодно". Поэтому кальвинизм и ушел на задворки протестантского мира. Впрочем, на задворках православного мира тоже много кого можно увидеть: и дырников, и скопцов(хлыстов), и духоборов - несть им числа.
>"В ходе Английской революции середины XVII века власть в Англии перешла к парламенту, который развернул программу «очищения» церкви от элементов католицизма и идолопоклонства. В 1643 г. в Вестминстере была созвана ассамблея из 121 богослова и 30 представителей парламента с целью выработки всеобщей религиозной доктрины. В то же время английский парламент заключил союз с Шотландией, известный под названием «Торжественная лига и Ковенант», согласно условиям которого английская церковь должна была быть реформирована по образцу шотландской пресвитерианской. Шотландские делегаты прибыли в Вестминстер для участия в работе ассамблеи. К 1646 г. Вестминстерская ассамблея разработала целый комплекс документов, определяющих общие для Англии и Шотландии принципы пресвитерианского вероучения, обрядов и системы управления церковью. Важнейшим из них было «Вестминстерское исповедание», сформулировавшее теологическую основу кальвинистского понимания христианской веры. «Вестминстерское исповедание» было без изменений утверждено в 1647 г. генеральной ассамблеей шотландской церкви, а в 1649 г. парламентом Шотландии. Английский парламент утвердил текст исповедания с некоторыми изъятиями в 1648 г.
>После прихода в 1648 г. к власти в Англии «интепендентов» во главе с Оливером Кромвелем пресвитерианские преобразования в стране были приостановлены, а в 1660 г., когда на престол вернулся король Карл II, акты парламентов Англии и Шотландии об утверждении «Вестминстерского исповедания» были аннулированы. В Англии была восстановлена (и до настоящего времени сохраняет господствующие позиции) англиканская епископальная церковь, не признающая «Вестминстерское исповедание»."
Вы к ней что-ли принадлежите? Или ради чего Вы этот экскурс в историю устроили?
>>Глава 9 (О свободе воли): “Грехопадение полностью лишило человека способности направлять свою волю на какие-либо духовные блага или на что-либо, ведущее к блаженству; таким образом, природный человек полностью отрешен от добра и мертв во грехе и поэтому не может по своей воле обратиться или даже приготовить себя к обращению”.
>
>Какие здесь расхождения с Православием? Если бы "природный человек" мог продвинуться к спасению самостоятельно, то какой толк был в приходе Спасителя, а также в первом Его поручении церкви идти и учить народы?
В православии "природный человек" - это язычник. Православный же человек живет в лоне Церкви и приобщается Святых Таинств духом, и учения церкви разумом. Поэтому он может совершенствоваться посредством своей воли, но с Божьей помощью. Он выступает как бы соработником Бога, - там где человеческая немощь не может противостоять злу, но человек этого искренне желает, там Господь по Своей великой милости Благодатью Святого Духа восполняет человеческие слабости.
Re: Не любит - Chingis18.12.2007 12:09:31 (55, 5890 b)
Re: Не любит - Игорь18.12.2007 14:26:39 (53, 6167 b)
Re: Не любит - Chingis18.12.2007 17:17:12 (41, 6371 b)
Re: Не любит - Игорь18.12.2007 20:12:34 (56, 3480 b)
Re: Не любит - Chingis19.12.2007 11:35:34 (63, 415 b)