|
От
|
IGA
|
|
К
|
Игорь
|
|
Дата
|
05.12.2007 14:23:31
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
50% не может называться соком, это нектар или напиток
http://www.yarmarka.net/news/print.asp?id=27105&type=publ
В 2001 году на рынке произошло знаковое событие — был принят ГОСТ на соковую и сокосодержащую продукцию. До его вступления в силу производители часто называли соком даже тот напиток, в котором присутствовало всего 10% сока как такового. В соответствии с ГОСТом многим производителям пришлось не только изменить информацию на упаковках, но и перевести в разряд нектаров и сокосодержащих напитков большинство своей продукции.
Под соком в ГОСТе понимается только напиток, состоящий на 100% из чистого натурального сока. Поскольку срок хранения свежевыжатого сока очень короткий, то, чтобы довезти его до потребителя, компании-производители во всем мире используют так называемый "сгущенный сок" или концентрат. Как правило, из свежих фруктов и ягод выжимают сок, затем удаляют лишнюю воду. Раньше это делалось путем простого выпаривания, сегодня для этих целей используются специальные мембраны. После таких процедур остается, как правило, не более 1/6 от начального количества сока. Полученный концентрат замораживают и перевозят на заводы. Там его восстанавливают водой, добавляют витамины и консерванты, разливают в пачки и отправляют в магазины. Весь вопрос в том, сколько добавили воды, поскольку именно на этом этапе производства есть возможности для обмана потребителей. По данным Business Analytica, доля (по стоимости) соков на рынке составляет 45,1%.
Нектарами называются напитки из натурального сока с добавлением сахара, лимонной или аскорбиновой кислоты и воды (доля собственно сока должна составлять не менее 25-50%). Причем 25% сока может быть лишь в тех случаях, когда напиток готовится из маракуйи, смородины, бананов, лимонов и других ягод и фруктов, сок которых не подходит для употребления в чистом виде. Если нектар готовится из вишни или манго, доля сока должна быть не менее 35%, в персиковом нектаре сока должна составлять не менее 45%. Для нектаров из айвы, кислых яблок, груш и цитрусовых (кроме лимона и лайма) содержание сока установлено на уровне 50%. Доля нектаров на рынке, по данным Business Analytica, — 51%.
В сокосодержащих напитках сока совсем мало. Его добавляют лишь для придания вкуса и аромата. В их состав входят вода, натуральные фруктовые ароматизаторы, сахар и вкусовые добавки. Доля таких напитков на рынке минимальна — 2,6%.
В крупных городах России люди отдают предпочтение натуральным сокам. По данным исследования компании ACNielsen, проведенного в 24 крупнейших городах страны, доля соков по стоимости составляет 49,2%, нектаров — 45%, а сокосодержащих напитков — 5,8%.
Между тем специалисты отмечают, что ГОСТ не решил всех проблем. Согласно стандарту производитель обязан указывать отличительные качества продукта, например "восстановленный". К сожалению, многие этого не делают. При этом производители не стесняются заменять дорогие ингредиенты на более дешевые составляющие и разбавлять соки водой. На вкусе это практически не отражается, а вот прибыль компаний резко возрастает. Выявить подобные нарушения можно только в лабораторных условиях.
Ценовой сегмент [IGA: данные 2004-2005 года]
На российском рынке соков можно условно выделить пять ценовых сегментов. В низшем ценовом сегменте (20-22 рубля за литр) находятся, в частности, сокосодержащие напитки "Фрустайл" и "Да!". В массовом сегменте ("Фруктовый сад", "Любимый сад", "Моя семья", "Добрый") представлены соки и нектары по 22-27 рублей за литр. Продукция стоимостью 27-38 рублей относится к среднеценовому сегменту ('100% Gold Premium', "Тонус"). Соки стоимостью от 38 до 52 рублей можно отнести к высокоценовому сегменту (J7, Rich, "Я", "Чемпион"). Самый дорогой сегмент рынка — премиум (Rio Grande, Caprice), цена за литр сока — от 52 рублей. Согласно исследованиям Business Analytica, лидером является массовый сегмент, на долю которого приходится 53,8%. Наименьшая доля принадлежит премиальному сегменту (1,2%).
http://www.infotrade.ru/tovaroved/index.php?inc=sum/press13&mo=pr
Теоретическую часть семинара проводила доцент кафедры пищевой биотехнологии Санкт-Петербургской Академии холода, которая рассказала о том, чем соки отличаются от нектаров и сокосодержащих напитков. Соками ("джусами") могут называться только те напитки, содержание сока в которых составляет 100%. Нектары содержат от 25% до 50% сока, а сокосодержащие напитки содержат менее 25% сока.
Новое время диктует новые методы работы. Соки в трехлитровых банках, которые продавались в застойные времена хранились не дольше 3 - 6 месяцев. В настоящее время новые технологии позволяют увеличить срок хранения соков, примерно, вдвое.
Сначала из соков выпаривают влагу (концентрируют), что позволяет затормозить процессы скисания. Полученный концентрат доставляется на место производства соков с мест их сбора. На производстве его разбавляют тем же количеством воды, которое было из него удалено.
Очень актуальным оказался вопрос, какая тара лучше - стеклянная или "Тетра-пак"? После долгих дискуссий специалисты пришли к выводу, что идеальной тары, не влияющей на продукт, пока еще нет, но лучшей все-таки является последняя: при мытье стеклянной тары - крышек и бутылок, используется щелочь, вредная для организма , а также стекло пропускает ультрафиолетовые лучи, разрушающие витамины.
Еще одним важным вопросом, поднятым на заседании, был вопрос о информации, содержащейся на упаковке. Должен быть приведен состав концентрата. ГОСТы не допускают никаких добавок в концентрат, а ПО ТУ - таких ограничений нет. А определить техническим путем его составляющие пока нет возможности.