... Даосская (и в основе общекитайская) концепция человека как целостного психосоматического организма и базирующаяся на ней сотериологическая идея обретения бессмертия также придавали психотехнике ряд специфических особенностей. Поскольку высшая цель даосизма — бессмертие — не могла трактоваться как некое только психическое состояние, даосская религиозная практика включала в себя два основных компонента: “упражнения для тела” и “упражнения для духа”, трансформировавшиеся к XI в. в учение об одновременном совершенствовании природной сущности (син) и жизненности (мин). Следовательно, даосская религиозная практика включала в себя наряду с техникой медитативного созерцания и различные гимнастические, дыхательные и тому подобные упражнения, а также (на значительном отрезке своей истории) — лабораторную (“внешнюю”) алхимию.
Говоря о религиозной доктрине даосизма, следует еще раз подчеркнуть ее аморфность и неопределенность. Подобно тому, как в текстах нет систематического изложения даосской философии и она (как система) должна реконструироваться, нет в даосизме и сформулированного доктринального кодекса.
Таковой отсутствует не только в виде символа веры, но даже и в виде таких формулировок, как “четыре благородные истины” буддизма, и потому доктрина также должна реконструироваться на основе материала многочисленных текстов “Дао цзана”. Доктринальная аморфность даосизма усугублялась и имплицитно присутствующей в даосизме концепцией продолжающегося откровения (неприемлемой по существу только для “Небесных наставников), что делало возможным появление новых направлений, базировавшихся на своих специфических текстах.
Таким образом, даосизм .как идеологическое направление может рассматриваться в качестве сложного синкретического образования, включающего в себя религиозную философию, религиозную доктрину и психофизиотехнику, к которой непосредственно примыкает культовая ритуальная практика. Вместе с тем данные уровни не разграничены достаточно четко ни на уровне макроструктуры всего целого даосского учения, ни на уровне микроструктуры отдельного формообразующего элемента этого целого. Последнее хорошо видно на примере рассмотренной выше специфики даосской философии с ее суперпозицией философии и дофилософских форм общественного сознания. Поэтому можно говорить не столько о полиморфизме, сколько о синкретизме даосской идеологии, хотя в ходе исторического развития тенденция к дифференциации уровней непрерывно возрастала.
Ее формирование связано с мифом о новом пришествии (синь чу) Лао-цзы в 145 г. и его откровением о новом миропорядке своему “наместнику” на земле Чжан Даолину. Согласно этому учению, вселенной управляют три пневмы (сань ци)— “Сокровенная” (сюань), “Изначальная” (юань) и “Первоначальная” (ши), которые порождают Небо, Землю и Воду (Скип-пер К. М., 1978, с. 374). Поскольку каждая из этих сфер управляется небесным чиновником, то и вся триада, возглавляющая “небесную бюрократию”, получила название “трех чиновников” (сань гуань)
1. Натуралистическая картина мира. Признание квазиматериальной энергийной субстанции «ци» единой основой универсума, источником и носителем жизненности и жизненной силы. На этой основе признание единства мира и всего сущего. Вера в то, что овладение «ци» дает способность управлять как силами универсума (отсюда проистекают как даосская магия, так и литургичес кая практика), так и собственного организма адепта, продлевать жизнь и даже обретать бессмертие.
2. Признание существования универсальных циклических трансформаций и метаморфоз сущего (и) и регулирующего их абсолютного принципа (Дао); вера в возможность постигать закономерности (Дао) этих метаморфоз и управлять ими для достижения бессмертия и совершенства.
3. Использование принципов коррелятивного мышления, то есть признание наличия универсальной симпатии по модели «подобное тяготеет к подобному» (тун лэй) и построения вселенной в целом и всех ее аспектов и компонентов по единому паттерну. Отсюда доктрины гомоморфизма микро- и макрокосма, соответствий между событиями и процессами в природе, обществе и микрокосме.
4. Космология, основанная на восходящих к натурфилософской школе Цзоу Яня и традиции магов («мужей методов», фанши) концепциям пяти первоэлементов (у син) и начал инь-ян как модусов витальной силы ци, дополненным нумерологией «И цзина» (универсальная методология традиционной китайской науки) и мантико-магических апокрифов (чань-вэй) эпохи Хань [16].
5. Признание высшей ценности жизни. Вера в возможность обретения долголетия и бессмертия через преображение и превраще ния в бессмертное совершенное существо (сянь; шэнь-сянь) [17].
6. Признание Лао-цзы (как Лао-цзюня, Господа Лао) воплощенным Дао и источником всех форм даосского откровения [18].
Большинство иных принципов, обычно считающихся универсально даосскими (уравнительно утопическая социальная доктрина, стремление к опрощению, теория управления государством на основе «недеяния» и т.п.) характерны лишь для отдельных текстов, направлений или движений даосизма.
Во-первых, при обретении состояния бессмертного меняется сама внешность человека: у него заостряются или перемещаются на макушку уши (ср. описания эльфов в кельтском фольклоре), становятся квадратными или двойными зрачки, тело покрывается чешуей, шерстью или перьями и т.д.
Во-вторых, бессмертный приобретает ряд сверхъестественных(с китайской точки зрения это лишь результат больших больших знаний у бессмертных) способностей (от левитации до умения одновременно пребывать в нескольких местах и становиться невидимым).
В-третьих, он обретает бессмертие (чан шэн бу сы) и становится столь же долговечным, «как Небо и Земля».
В средневековых текстах выделяется несколько типов бессмертных до девяти), хотя самой распространенной является трехчленная классификация. Это небесные бессмертные (тянь сянь), земные бессмертные (ди сянь) и бессмертные, освободившиеся от трупа (ши цзе сянь).
Первый тип бессмертных считается наивысшим. Это бессмертные, вознесшиеся в небесные или астральные миры (Большая Медведица, Полярная звезда) и занявшие определенный пост в иерархии небесных божеств. Впрочем, отнюдь не все даосы стремились к этому вознесению: ведь, во-первых, бессмертные по определению никогда не умирают и все хорошие должности на небесах уже давно заняты и никогда не освободятся (типично китайский прагматизм), а во-вторых, многим даосам, следовавшим принципам недеяния и естественности идиллическая жизнь среди гор и вод казалась предпочтительнее суеты небесного двора (характерный представитель такого подхода — некий Господин Белого Камня, Бай Ши сяньшэн, которому буколические радости были милее пышности обителей бессмертных небесных миров).
Что касается земных бессмертных, то они относятся к средней категории и остаются жить на земле — или в так называемых «славных горах» (мин шань), то есть на одной из 37-ми перечисленных Гэ Хуном гор как подходящих для даосского совершенствования или в так называемых «пещерных небесах» (дун тянь), то есть своего рода параллельных мирах, проходом в которые служат пещеры в «знаменитых горах» (отметим мимоходом, что знаменитый мир Персикового источника, тао хуа юань, воспетый великим поэтом Тао Юаньмином, Тао Цянем, IV–V вв. н.э., также может быть отнесен к категории «пещерных небес»). В традиции даосской школы Учения Совершенной Истины (цюань чжэнь цзяо), возникшей в XII в. и являющейся в настоящее время ведущей, особенно, в северном Китае, до сих пор бытует верование в возможность встречи с бессмертными в даосских храмах в дни определенных праздников.
Здесь хочеться напомнить, что большинство современных физиков считает, что теория множественных Вселенных Эверетта истинна.
Категория «бессмертных, освободившихся от трупа» относится к низшей (в частности, традиция причисляет к ней и самого Гэ Хуна). Она предполагает незавершенность процесса трансформации тела практикующего в бессмертное тело адепта, который завершается после его смерти и знаменуется воскресением [32]. Иногда к этому способу прибегали даосы, оказавшиеся в смертельной опасности (для этого существовали определенные ритуалы), как, например, это сделал знаменитый даосский маг Цзо Цы, которого повелел казнить знаменитый полководец и диктатор Цао Цао (нач. III в.). В таком случае, в целости и сохранности должны были остаться пять базовых внутренних органов (у цзан), то есть печень, сердце, селезенка, легкие и почки, служащие как бы основой наращивания новой бессмертной плоти; к обязательным условиям относится и сохранение скелета и, особенно, позвоночного столба. Любопытно, что вера в ши цзе сянь препятствует даосам принимать христианство, поскольку для них воскресение Иисуса не является чудом или каким-то экстраординарным событием.
Таким образом, можно констатировать тесную связь даосского учения о бессмертии с общими принципами китайского мировосприятия, сакрализующего чувственный космос и видящего в жизни высшую ценность.
1) и 2) вполне можно трактовать как принцип материального единства мира и принцип его развития, что в сочетании есть диалектический материализм. Но приравнивать даоисзм к димату было бы натяжкой, так как философская доктрина даосизма, так же как и религиозная весьма размыты, китайцы больше предпочитали достигать определенных состояний при помощи заниматься психотехник, чем описывать эти состояния. Китайская культура не имеет традиции создавать сколь нибудь законченные логически непротиворечивые системы, они больше предпочитали выражаться афоризмами - Имя изречённое не есть истинное имя - привел первый пришедший на память, даже он хорошо иллюстрирует эту мысль.
Но возникает тем не менее сомнение, можно ли так просто интерпретировать 1) как материю, или родственное понятие. Содержательной частью понятия материи является утверждение о материальном единстве мира - материя не исчезает, а только трансформируется, никакого другово положительного описания материи не существует, и это в принципе понятно, понятия такого уровня неформализуемы, они постулируемы. И именно через принцип материального единства мира мы видим родство и даже тождество даосского принципа понятию материи, достаточно заменить слово материя на слово ци и мы получим даосские формулировки. Конечно бросается в глаза отличие свойств ци, как его представлют китайцы, от понятия материи. Китайская ци или индийская прана сегодня не имеет никакого адекватного научного или философского описания. Но эти понятия лишь описывают определенные свойства и состояния материи, не более того.
Потому нет никаких принципиальных аргументов считать ци чем либо отличным от материи, по крайней мере, если исходить из формальных критериев. Просто это довольно непривычно осознавать, что существуют не только разные идеалистичиеские философии, но и могут быть разные диалектико-материалистические философии.
Суммируая все вышескзанное можно утверждать, что из даосизма, как из индийских упанишад можно вывести не одну философскую систему, но в любом случае одна из получившихся систем будем чем то очень похожим на диамат.
Итак фиксируем, диамат и философия даосизма родственные философии.
Теперь второй вопрос, тоже довольно деликатный. Вопрос о религии даосизма, о бессмертии, и местах где они живут. В даосизме бессмертие достигается за счет хорошего знания законов окружаюшей реальности, бессмертие просто состояние соответствующее уровню развития некоторых людей.
А теперь внимание, ведь по представлениям китайцев, некоторые бессмертные могли жить в определенных местах на земле, и время от времени даже предпринимались попытки эти места найти ! Географическое место, где собраны люди с предельным или высоким уровнем развития! Если кто то скажет дежавю, я где то это уже читал, это же коммунизм, то я не буду смеяться над ним. Конечно представления о коммунизме даосов довольно отличны в каких то вопросах от доктрины коммунизма, т.е предполагается некая иерархия по возможностям у бессмертных, диференцирование их способностей, и мы не можем просто так сказать, что государство у бессмтертных не существует. Однако какая то часть бессметрных живет в странах, где как раз нет никакого подчинения друг другу. Конечно если существует разница в могуществе бессмертных, то и ситуации подчинения в принципе возможны, хотя вопрос этот ни как не рассмотрен, не конкретизирован в даосизме.
Но как тут не вспомнить, что даосизму несколько тысят лет, а коммунизму 200 лет еще нет, а как актуальная доктрина он побыл еще меньший срок. Кто знает, как бы видоизменилась доктрина коммунизма в сторону большей дифференцированнсти за такой же срок.
Из бросающихся в глаза отличий, остаётся вопрос о роли производства у бессмертных и бессмертия при коммунизме. Необходимо отметить, что китайцы никогда не были чужды технике в своей практической жизни, потому нельзя утверждать, что производство, в любой его форме, принципиально противоречит их представлениям о среде, в которой будут жить бессмертные, так же как и мы не можем утвеждать, что при коммунизме не будет бессмертия людей.
Поэтому можно сказать, что в любом случае, очевидно, что в главном, коммунизм и религия даосизма сходны, они говорят о месте жизни высокоразвитых и свободных людей, предполагая свободу и развитие результатом познания.
Это сходство более высокого порядка, чем различия. Если говорить о религияхм можно сказать, что разница между православием и католичеством принципиальна, однако обе религии считают, что истина которую принес в мир Христос, адекватно отражена в обоих религиях, чего они не признают за сектами. Вот и в нашем случае, имеем такую же трактовку.
Получается интересная вещь - материалистическая доктрина порождает одинаковые ожидания у людей, хотя пути развития этих доктрин не имеют ничего общего друг с другом. И теперь главный вопрос, как же получается, что доктрина, которая отказывается от Бога всеми способами, в результате всё равно порождает религию ?.
Даосизм давно уже ответил на этот парадокс - религиозный опыт, нечто, что существует в подсознании человека, и что обязательно пробивает себе дорогу в культуру общества при стабильности культурной традиции - как трава сквозь бетон.
Эта правильная позиция, она позволяет не оскорблять чувства людей, которые придерживаются философии диамата, и одновременно не грешит против истины. Ответ в сложной природе человека, и только будущим поколениям под силу разобраться, что означает этот религиозный опыт.