От О.И.Шро Ответить на сообщение
К Вячеслав Ответить по почте
Дата 17.11.2007 12:28:10 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Хотя чаще всего мы спорим, но я делаю не от того, что не согласен с Вами…

>Следует отметить, что такой подход сформировался и весьма эффективно работал в естественнонаучной предметной области. Т.е. там где есть только материальная реальность. К примеру, уже в биологии это не всегда проходило. Ну, а на сегодняшний день главная область применения такого похода — разработка технологий и обучение. Т.е. инженеры рассматривают, а студенты-будущие ученые изучают научные модели реальности, воспринимаемые ими как сама реальность. Но тут наверно иначе и нельзя.

Если брать современное состояние фундаментальной физики, то как раз примеры эти я приводил (и знаю я о них не по-наслышке, я только за последние три года переквалифицировался в информационные вопросы, до этого занимался электрослабыми свойствами связанных кварковых состояний и даже иногда сейчас решаю некоторые из в прошлом не «добитых задач», другой вопрос, что интерес к этому я уже потерял), то такой методологический подход уже не работает.
Да, строго говоря, он не работает уже в термодинамике, по той причине, что термодинамика хорошо моделирует равновесные процессы и процессы с малыми отклонениями от равновесных, но большинство реальных систем это строго говоря не далеко не равновесные процессы (простой пример, это человек – система сугубо не равновесная с окружающей средой).
Однако насчет биологии все же, мне кажется, Вы поторопились, дело в том что химики и биологи стали осваивать те методики моделирования, которые развиты в физики и тут как раз и будет возникать «иллюзия реальности».
То что в процессе обучения некоторые вещи приходится давать на веру, Вы правы, однако все делать надо это очень корректно, оговариваясь о том, что это все же модель и она возможно будет дополнятся и изменятся, если мы конечно готовим студентов к научной деятельности, если готовим инженеров, то тут я с Вами соглашусь полностью, не надо им голову морочить не нужной им философией. Хотя конечно тоже не верно, чем разносторонней буде образование, тем больше практических задач будет решать инженер, другими словами он тоже должен знать, что моделировать можно по-разному. Мне всегда вспоминается кондитер Кошкин, сумел же он построить лучший танк Второй Мировой – Т-34 (и есть и другие аналогичные примеры). Попробую высказаться более точно инженер тоже должен знать, что работает с частными моделями, вытекающими из фундамента науки, и что можно брать другие модели, а не выдумывать велосипед и не в падать в истерию «неправильности фундамента науки».

>Именно так, ИМХО это и есть научный подход. Но таковой имеет смысл практиковать только после освоение всей накопленной смысловой базы, т.е. непосредственно в процессе научного творчества, но ни в коем случаи не при обучении. Иначе это будет полный посмодерн со скатыванием к антиинтеллектуализму.

Я как раз этого самого подхода со студенческих лет и придерживаюсь, но это опять же издержки профессии .
Здесь вы правильно разделили, что сначала надо заложить базу знаний, а потом уже развивать будущего ученого как построителя моделей, при этом все равно надо делать акцент на то факт, что многие модели многократно подтверждены практикой и в целом хорошо работают.

>Они не равноправны, второй является развитием первого, а первый на сегодняшний день строго говоря не может считаться научным подходом.. Но таки да, они не антагонистичны, т.е. могут существовать в разных деятельностных контекстах.

Они равноправны во каком смысле, приведу просто пример, что об электрон может быть представлен в виде реально существующей частицы с определенными свойствами, а может быть всего лишь математической моделью позволяющей описать наблюдаемые на эксперименте и практике явления и процессы. В этом плане, с философской точки зрения, они эквивалентны.
Именно это я имел в виду, что те модельные представления, которые мы используем мы можем интерпретировать, либо как, собственно говоря, модельные вещи или как некие реальные сущности.
Именно об этом я и говорил, и я думаю что отрицать двух этих взглядов в научном мире сейчас никто наверное не будет. А существует ли электрон (кварки, суперсеммитричный партнеры и т.д.) или нет на самом деле уже вторично, модель и в том и в другом случае одна как бы мы ее не интерпретировали. А это вопрос философский или дело вкуса.
Ведь если задуматься, что является доказательством существования электрона, да на самом деле моделирование процессов и явлений, которые мы можем наблюдать и объяснять, предполагая, что электрон существует, как реальный объект, с другой стороны, мы можем смело назвать электрон модельным представлением (т.е. моделируем такую характеристику) и выводы от этого не изменятся. Вот и все…