От Pokrovsky~stanislav Ответить на сообщение
К miron
Дата 12.07.2007 20:34:32 Найти в дереве
Рубрики Крах СССР; Образы будущего; Идеология; Катастрофа; Версия для печати

Заголовок ветки некорректен

>НАДО ЛИ АСПИРАНТАМ ИЗУЧАТЬ ФИЛОСОФИЮ НАУКИ? ДА И НУЖНА ЛИ ОНА ВООБЩЕ?

Говорить о нужности или ненужности философии не приходится. Ее гонишь в дверь, - она сама лезет в окно.

Но можно говорить конкретно об организационном вопросе: нужно или не нужно изучение философии студентами и аспирантами.

И именно этот, поставленный в заголовке вопрос - не обсужден вообще.

Если аспирант изучает философию(или, как сейчас, философию науки), то что это дает ему как будущему ученому?

Ведь в реальности на занятиях по философии студентам и аспирантам преподают не саму философию, а знакомят с понятийным аппаратом философского знания, с важнейшими поворотами философского взгляда на мир. Т.е. преподают инструментарий философского подхода. Преподают то, без чего будущий ученый, выйдя на уровень философского осмысления собственной науки, - окажется не способен читать философскую литературу. Он не сможет ее понимать ровно так же, как ученый-гуманитарий будет смотреть в книгу по высшей математике - и видеть фигу. Он не будет понимать смысла значков, которые употребляют математики.

В философии аналогом математических значков являются слова. Но за этими словами стоят весьма глубоко разработанные понятия.

Но, может быть, будущему ученому совершенно не нужно заглядывать в к книги по философии? Какой от них прок, если философия не является в строгом смысле слова наукой, а представляет собой нечто невразумительное: и науку, и метод, и мировоззрение, и идеологию, и...,и...,и....-?

Мне это живо напомнило товарища по лаборатории, который съездил к престарелым родителям, пожаловался на трудности в работе над диссертацией. Родители ему подсказали: а ты книжки почитай. Да какие книжки? Я-де занимаюсь задачками, которые ни в каких книжках еще не описаны! - возмущался товарищ.
У меня тогда, ввиду молодости, не нашлось слов объяснить ему, что в книгах даже по далеким от твоей проблематики наукам заключены идеи и методы, которые могут подсказать тебе подход к пониманию твоей проблемы. То самое единство мира, которое, по Ленину, выражается удивительным сходством дифференциальных уравнений, в реальности не только дифференциальными уравнениями выражается. Сугубо социальные процессы в своих чертах оказываются полными аналогами процессов физических и химических. Детонация - развитие социальной революции.

Подсказку может дать и чтение детектива. Но, как правило, чтение книги хорошего философа, у которого вопросы разобраны системно и глубоко, - гораздо вероятнее даст нужную ассоциацию. Потому как философия затронула своими рассуждениями, построениями - все стороны мироздания.

Поэтому, лишая будущего ученого возможности понимания философской литературы, мы ослабляем его возможности в решении сколько-нибудь серьезных задач собственной науки. Не рутинных, которые нередко принимаются за научную деятельность, а тех задач, которые единственно и являются научными: задач на разрешение противоречия между тем, как считали ранее и тем, что есть на самом деле(в эксперименте, на практике, в наблюдении). И задач творческих: создания методик, создания связных, системных новых взглядов.