От Мигель Ответить на сообщение
К K Ответить по почте
Дата 27.07.2007 01:22:06 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Мелкие замечания.

Вообще-то, я разделяю точку зрения, что СССР нуждался в глубочайшей модернизации, серьёзно затрагивавшей существовавшую систему, поэтому замечание относится к способу аргументации и является, скорее, дополнением, чем возражением. На менее мутное изложение нет времени. Итак. Если смотреть на дело чисто формально, то, конечно же, само по себе количество производимых лайнеров не говорит о технологической отсталости в самолётной отрасли или неспособности экономики больше производить. Дело в структуре конечного спроса в СССР. Во-первых, экономика была намного более бедной, а при этом конечные расходы больше смешены в сторону предметов жизненной необходимости, а не самолётов. Во-вторых, структура конечного спроса формировалась не потребительскими предпочтениями, а планами Славы КПСС. Оставим в стороне военный заказ, будем говорить о частном потреблении. Даже эта часть экономики была деформирована в сторону производства картошки и хлеба с мясом и молоком вместо самолётов, потому что Слава КПСС думал, зачем пиплам на самолётах летать – пусть сахара нажрутся (куда тот сахар шёл, обойдём стороной). Когда академик Ерёменко пришёл к Председателю Госплана Маслюкову с идеями развития выпуска товаров длительного пользования, тот отмахнулся: «Да что ты заладил со своими товарами длительного пользования? Людей накормить надо!!!» Это во второй половине 80-х, когда, если верить статистике от СГКМ, народ и так жрал от пуза! Ну, какие тут могут быть самолёты, если у начальника чешется мышечное чувство, чтобы сахару на каждого самогонщика было много и бесплатно? Вот и получили абсурд 70-х, когда, к вящей радости СГКМ, ресурсы спускались на распашку дополнительных земель, плохо приспособленных для растениеводства, лишь бы можно было отчитаться по плану о приросте производства зерна. Конечно же, на производство новых товаров тогда ничего не осталось.

В общем, малое количество производимых самолётов, автомобилей и т.д. – это не только и не столько следствие технической отсталости, сколько следствие больных институтов, которые неправильно задавали цели развития. А уже недостаток активности и конкуренции в самолётной, автомобильной и т.д. отраслях, вызванный недостаточным спросом, сказывался потом на технической отсталости. То есть не техническая отсталость приводила к малому производству современной техники, а низкий спрос на современную технику был фактором технической отсталости. Зато, как восторгался тут один участник, была «манка по пять копеек». Как будто в СССР было много бедных, которые с манкой по 20 копеек протянули бы ноги.

(Тут уж солидаристам, замечу, надо либо крест снять, либо трусы надеть. Либо они говорят, что в СССР была незначительная дифференциация и хорошее обеспечение жизненными благами, и тогда модернизационные усилия, которые в какой-то степени увеличили бы дифференциацию, не были бы ни для кого смертельны, а стране, так и вовсе полезны. Либо они считают, что раздача халявы спасала кого-то от голодной смерти без крыши над головой, но тогда не надо говорить, что СССР добился высокого благосостояния для всех.)

Сама же оценка технической отсталости – вопрос неоднозначный. Скажем, самолёт – это плод взаимодействия многих подотраслей, по мере усложнения техники подотраслей становится всё больше. «Нельзя быть сильным во всём», совершенно нормально, когда мы в чём-то «не тянем» и начинаем закупать деталь двигателя или материал для какой-то прокладки. Но в СССР «институты не позволяли». В результате товар, в котором 10% вклада на мировом уровне, а 80% отстаёт, самое большее, лет на 5, получался чудовищно непригодным из-за паршивых 10%. То есть, понимаете, к чему я? Опять-таки, не само по себе техническое отставание в большой отрасли вело к отставанию продукта, а институты не позволяли сделать нормальный продукт, хотя технические возможности были!

>3. На форуме сложилось привычкой рассказывать сказки про СССР, что мешает людям понимать, что же произошло, а, следовательно, и что нужно делать. Про экономику, да и про прочее, в СССР рассказывают просто байки. СССР отставал от Запада во всех ведущих отраслях на порядок, и это отставание увеличивалось.

Ну, а вот мой отец оценивает, что в его узкой отрасли отставание стабилизировалось на уровне где-то 5 лет. Правда, и не сокращалось. Но при этом на Западе всё время была намного больше номенклатура продукции в этой подотрасли, нам удавалось кое-как держаться на плаву только стандартизацией. И отставание стабилизировалось только по той продукции, которая была признана ключевой, а, значит, уже массово использовалась. Сделать принципиально новый продукт из той детали, которая не попала в список «почти не отстаём», выходит, уже не было возможности. Может, я и ошибаюсь, но мне кажется, что «нарастающее отставание во всех ведущих отраслях» – это вообще была не техническая проблема. Если ставили задачу убрать отставание по конкретной детали, то это удавалось. Дело в системе, которая таким вот способом только и умеет преодолевать отставание.

>СССР сделал рывок лишь при Сталине, а далее стал сползать к обочине.

Ну, скажем так, по формальному признаку ВВП на душу отставание не увеличивалось, т.е. время подумать, что делать, было. Кстати, есть мнение, что и не сокращалось. На этот счёт опять хорошо высказался академик Ерёменко: отстаём мы от США в два раза, потом десять или двадцать лет догоняем и всё время наши темпы выше американских. Через двадцать лет снова сравниваем – и снова оказывается, что отстаём в два раза! (Разгадка кроется в особенностях советского ценообразования, это я не Вам говорю, а нашим линейным экстраполяторам.)

>Конец СССР был предрешен как из-за бюрократической тоталитарной системы управления, так и из-за извечного культурного (прежде всего - культурного!) и технического отставания России.

Верно, когда научный работник заявляет, что для изготовления твердотопливного ускорителя к системе Спейс-Шаттл, надо только трубу порохом набить, это проблема не столько технического отставания нашей страны, сколько культуры и здравоохранения.

>Именно отказ признать это и делает все конструкции патриотической оппозиции полностью бесплодными, мало вменяемыми, а позицию Чубайса и Грефа не пробиваемой.

Согласен. Например, я тоже считаю, что России нужен всеобщий призыв (теоретически и с оговорками). Но мне и в голову никогда не придёт обосновывать это тем, что «каждый мужчина должен в своей жизни от.......... (лексика-то какая культурная у наших солидаристов!) полы в казарме! Во-первых, я не считаю это само по себе благом, во-вторых, я прекрасно понимаю, что апеллировать надо к общим ценностям и представлениям о добре и зле, а не к доблести, заключающейся в том, чтобы от………. полы в казарме. С тем же успехом можно было бы призывать перейти в России к спартанской системе мужских наставников, потому что «каждый мужчина должен в своей жизни от……….». (Что будет более точным словоупотреблением.) А тут уже, как говорит СГКМ, спор о ценностях бесполезен. :)

Непонятно только, почему солидаристы считают свой набор ценностей – от возможности от………. полы в казарме для каждого мужчины до снабжения халявщиков икрой и бесплатными квартирами – присущими всему русскому народу, если им прямым текстом тут кричат, что это далеко не так. Тоталитаризм в мышлении и воспитании.