Приветствую!
Отличная в целом, по моему мнению, работа. Хотя эти механизмы взаимодействия менее детализованно и формализованно, но более эмоционально (чуть не написал «талантливо») описаны сто лет назад в Протоколах Сионских Мудрецов. Вот что я писал по этому поводу в 1995 году http://vrtsv.narod.ru/book.html :
«Гениальная по простоте и эффективности стратегия выживания группы в условиях индустриального общества содержится в таком одиозном произведении, как "Протоколы Сионских мудрецов", независимо от того, когда и кем они были написаны /С.Нилус, - Великое в малом, - изд. "Благовест", Новосибирск, 1994г./. Если в некотором обществе продекларированы права и свободы личности, то естественным путем образуется система с сильными внутренними связями и напряжениями в соответствии с интересами и целями взаимодействующих друг с другом внутри системы личностей и иерархических структур. Для эффективного управления такой системой нужно получить контроль над двумя сферами: финансовой и информационной. Как любая система с сильными внутренними напряжениями, такое общество нелинейно реагирует на воздействия в определенных точках, что и можно сделать через финансы и информационную среду. Именно эта ситуация соответствует современному состоянию экологической среды постиндустриального общества. По моему мнению, этот процесс идет в рамках стихийной эволюции, и борьба за власть последние двести лет сводилась в основном к борьбе за контроль именно над этими двумя сферами. Причем все большее значение в постиндустриальном обществе имеет информационная сфера.
Ценность факта озвучивания этого механизма еще почти сто лет назад до сих пор по достоинству не оценена, так как вуалируется явлением "ресентимента" / Макс Шелер, - Ресентимент в структуре моралей, - //, Герберт Келли - ПРОЦЕСС КАУЗАЛЬНОЙ АТРИБУЦИИ - Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под ред.Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л.А.Петровской. М.: Изд-во МГУ, 1984, С. 127-137/, жесткой борьбой антисемитизма и сионизма. Сам документ пронизан основанным на ресентименте презрением к ценностям и достоинству других наций. Примечательным в обсуждаемом документе является также перечень видов творческого труда, который не связан с необходимостью добывать хлеб насущный, то есть потребность в нем должна возникать вне связи с другими потребностями, более низкого уровня. Это так называемые В-потребности в теории самоактуализации Маслоу и Я-концепции.
Позднее изложенная в "Протоколах" идеология переплавилась в системы, которые подаются на рынок идеологий как образцы "Западного мышления" /1. Toffler, A. The Third Wave. - 12th print. - Toronto etc: Bantam Books, 1987. - XV, 537p. 2. Toffler,A. Powershift, Wealth and Violence at the Edge the 21st Centure. - New York: Basic Books, 1990. - XXII, 586p. 3. Fukuyama, F. The End of History? The National Interest 16 (Summer 1989), 3-13. 4. Fukuyama, F. Social Capital and Global Economy. Foreign Affairs 75 (September/October 1995), 89-103. 5. Huntington, S. The Clash of Civilizations? Foreign Affairs 72 (Summer 1993), 22-48. 6. Huntington, S. If not Civilizations, What? Paradigms of the Post-Cold War World. Foreign Affairs 72 (November/December 1993), 41-45./. Эти идеологические системы редко подвергаются критическому анализу и фактически со времен краха коммунистической идеологии не имеют достойных альтернатив /см. например ... Баранов В.П., Доктрина Тоффлера-Фукуямы-Хантингтона и реальность мира, 1996./».
Конечно, и в современной ситуации психологически, для очистки собственной совести, при формировании мотивации и включении средств воздействия объект должен быть представлен «недочеловеком», орком или гоем – все равно. Это, по моему мнению, одно из информационных прикрытий (психологически непроизвольное, естественное) - элемент современной трансформации биологических по своей сути коллективных действий в межпопуляционной борьбе за ресурсы.
С позиций естественного отбора социальное от биологического отличается, в частности, тем, что отбор идет не на анатомо-морфологических, а на психофизиологических структурах, определяющих способы поведения, и среда не ландшафтная, а в основном поля производства и распределения материальных ресурсов. Идеология рыночного фундаментализма основана, в частности, на примитивном дарвинизме. Есть две важных особенности процесса, направляемого этой идеологией. То, что целью его декларируется получение максимальной экономической эффективности деятельности человека, и то, что при этом эффективность определяется в денежном эквиваленте. Права и свободы гражданина без декларирования обязанностей и запретов, навязываемые всем без разбора популяциям, являются условием реализации описанного выше механизма управления. Но возникает вопрос, какая социальная структура получается в пределе действия процесса? Ведь логичнее цель формулировать в терминах именно результирующей структуры, а не «промежуточной» эффективности. В результате «глобализации» в пределе формируется структура, описанная Джеком Лондоном в антиутопии «Железная пята», только в сильно технически модернизированном варианте. По расчетам (как отдельных исследователей, например, С.П.Капицы, так и служб ООН) к 2100 году население Земли стабилизируется и составит 14 млрд. человек, это наиболее вероятная цифра. Рост произойдет в основном за счет стран Азии и Африки. Каким образом диктуемые «глобализацией» способы поведения «переопишутся» психофизиологическими, этническими функциями этих народов – неясно, мало здесь объективных исследований. В любом случае, если процесс будет идти достаточно долго, со временем произойдет обеднение спектра их поведенческих функций, а это уже прямо снижает адаптивные возможности человечества в целом при изменении климата и других экологических параметров Земли. Это один из путей внутренней деградации любого биологического вида, ставшего монополистом в своей экологической нише. И здесь одно из главных условий выживания – сохранение биологического многообразия.
Таким образом, можно предположить, что человечество в настоящий момент находится в состоянии экипажа подводной лодки – планеты Земля. И дальнейшая его судьба во всех случаях, как при возникновении глобальных неустойчивостей, так и при достаточно долгом спокойном развитии, будет зависеть от способов поведения составляющих человечество народов. Природа жестко экзаменует свои создания, и от разумной жизни требует любви строгой и понимающей. Поведение, регламентируемое идеологией рыночного фундаментализма, может быть выражено как «спасайся, кто может». Оно заложено всей предысторией развития человечества и сформировано в основном в ландшафтной среде. В результате инерционности действия этих рефлексов, из-за радикального изменения свойств экологической среды за последние 100 лет, в уже сейчас обозримом будущем, возможно, гибнут все. Поэтому цели идеологии рыночного фундаментализма в настоящих условиях не могут быть признаны рациональными.
Отсюда следует, что никакая идеология народа или социальной группы, которая ставит своей целью доминирование над другими народами или группами, какими бы костылями «самой правильной из религий» она не подпиралась, не может быть признана в настоящее время рациональной. В декларации «прав и свобод личности» должно быть закреплено, что реализоваться полностью личность может в подавляющем большинстве случаев только в рамках своей генетически определенной популяции или народа. Конечно, при условии наличия адаптированных под эти спектры социальных технологий и институциональных матриц, обеспечивающих максимально высокое качество жизни. Необходимо констатировать, что нет «эволюционно прогрессивных» и «эволюционно отсталых» способов поведения, их разнообразие является залогом максимальной реализации термодинамического времени жизни человечества. Вот этот параметр – максимальная реализация термодинамического времени жизни человечества – и должен быть положен в основу идеологии перехода человечества к ноосферной цивилизованности. Найти каналы реализации в рамках этой цели большинства имеющихся на настоящий момент способов поведения популяций есть необходимое условие выживания. Вот такая утопия. Иначе, например, казалось бы, самые благородные устремления – положить свою жизнь ради выживания семьи, рода или народа перерождается в терроризм. Эта идеология тоже подперта «самой правильной из религий», но попытки объяснить этот феномен, его масштабы, психологией одиночек несостоятельны.