От IGA Ответить на сообщение
К IGA Ответить по почте
Дата 25.06.2007 22:17:51 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Заметки об анархизме [9]

http://xornot.livejournal.com/379670.html
<<<
Заметки об анархизме [9]

9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Всегда спрашивайте у народа, хотят ли они то благо, которое вы хотите для них совершить. Вон жил в девятнадцатом веке Петрашевский, известный революционер. Петрашевский был увлечен довольно болезненным учением Шарля Фурье.
Фурье, кстати, дает ответы на многие, неразрешимые с точки зрения здравого смысла, вопросы анархизма. Например, кто будет заниматься нечистотами? По Фурье - дети, которые любят пачкаться в грязи. А кто будет куховарить? Обжоры и лакомки! Скотом же озаботятся любители животных. Все эти люди, занимающиеся любимым делом, будут объединяться в фаланги, по 1600-1800 человек в каждой. Это даст примерно 810 работоспособных человек в фаланге. Фаланга будет обитать в фаланстере - поселении на площади около квадратной мили. Там тебе и жилые помещения, и читальни, и залы для концертов, и лектории, и зимние сады, и обсерватория, и телеграф - полная чаща!
Жители фаланстера могут менять свой род деятельности по несколько раз в день. Утром - садовник, днем - ткач или музыкант! Вам это знакомо.
Правда, в фаланстере нет коммунизма. Тут каждому - по труду, а не по потребности. Даже ребенку - и то по труду.
Можно долго говорить об учении Фурье, об его математических выкладках (только не путайте этого Фурье с физиком и математиком Жаном Батистом Фурье), о том, что благодаря следованию его учению свойства воды в морях изменятся таким макаром, что вода будет вроде лимонада, а все опасные животные исчезнут и вместо них же появятся служащие во благо человеку антильвы, антитюлени, антикиты и прочие [IGA: очевидно, Фурье предсказал генетически модифицированных животных]. Фурье делал странные аналогии - истину он сопоставлял с жирафом, дружбу - с фиолетовым цветом, сложением, кругом и железом.
У Петрашевского по пятницам собирались прогрессивные люди того времени, обсуждали Прудона, Кабе, и конечно же Фурье. Фурьеризмом вообще тогда увлекались многие. Ничто так не тешит умы, как обсуждение скучных вещей.
А дальше было вот что. Покуда французы предпринимали у себя на родине попытки воплотить учение Фурье в жизнь, Петрашевский пошел путем русского барина и устроил фаланстер у себя в деревне, задумав неселить его своими крепостными людьми. В итоге крестьяне попросту сожгли здание фаланстера.
Это я к вопросу о внедрении анархизма в массы. Спросите массы, согласны ли они? Нужен ли им анархизм в современном его состоянии? Что до агитации при хождении в народ, то это было и до анархистов. У Дж. Флетчера в книге "О государстве Русском" (СПб., 1911) читаем:
"В настоящее время, кроме других, есть один в Москве, который ходит голый по улицам и восстановляет всех против правительства, особенно же против Годуновых, которых почитают притеснителями всего государства ... Блаженных народ очень любит, ибо они, подобно пасквилям, указывают на недостатки знатных, о которых никто другой и говорить не смеет".
Голый юродивый сменился на одетого анархиста с плакатом - но Годуновы от этого не перевелись. Почему? Да потому, что мало указывать не недостатки. Надо делать, создавать, строить - и не только для себя, а и для других.



Статья написана в редакторе TEA под Янку, Марка Бернеса, Kraftwerk, Корову Джа, Goldfrapp, Melt Banana, Extreme Jazz Terror, Bonzo Dog Doo Dah Band и другую хорошую музыку в мае-июне 2007 в городе Киеве.
<<<