|
От
|
IGA
|
|
К
|
IGA
|
|
Дата
|
25.06.2007 22:01:49
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Заметки об анархизме [6]
http://xornot.livejournal.com/380646.html
<<<
Заметки об анархизме [6]
6. ОТКАЗ ОТ ТРУДА И НАЗАД К СОХЕ
Каким общественно полезным трудом занимались хиппи 60-тых? Курение травы, плетение фенечек и сожитие в коммунах - это безделье праздное. Это, стало быть, идеал и анархистов? Боб Блэк мыслит так: "Труд — источник чуть ли не всех человеческих несчастий. Назовите почти любое зло — оно происходит из-за труда или из-за того, что наш мир построен вокруг труда. Чтобы перестать страдать, надо перестать работать". А Тупикин пишет большими буквами: "Работать НЕ НАДО (от работы кони дохнут)". [IGA: перекликается с Широпаевским "Долой труд!" - см. https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/220703.htm ]
Не всякая народная пословица - кладезь мудрости. Хотя, безусловно, их употребление к месту может украсить речь, однако не подтвердить сказанное доводом. Пословица - не довод, а заключение некоего наблюдения. Да, кони могут дохнуть от работы. Это глубокое наблюдение, наверное, сделал один из тех семерых, про которых говорится в другой поговорке - один пашет, а семеро руками машут.
Снова Блэк: "Если ты делаешь скучную, тупую, монотонную работу, скорее всего, ты сам станешь скучным, тупым и монотонным". Вероятно, кто-то всё же делает эту однообразную работу. И большая (с ударением на "о") часть предметов, которыми мы пользуемся - получены именно однообразным трудом.
К чему призыв-то? Становиться обществом белоручек? Так не бывает в природе. Хиппи носили джинсы, пошитые на фабриках. Анархисты пользуются мобилками, собранными на конвейерах. Носят резиновые кеды - тоже массовый продукт, продукт однообразного, скучного труда. Но это, безусловно, не столь увлекательное и полезное занятие, как плетение фенечек.
"Желание вернуться к — или, наоборот, достигнуть — жизни, в которой нет работы, очевидно в любой серьезной книге по социальной или культурной истории доиндустриальной Европы [...]" - я на русском языке отвечаю Блэку и людям, сочувствующим его мыслям - все желающие могут посмотреть на жизнь, в которой нет работы. ПОСМОТРИТЕ НА ЖИЗНЬ БОМЖЕЙ. Вы что, в ЭТО хотите превратить наше и без того уродливое общество?
Тупикин призывает не работать, но играть в работу. Он дает пример: "На больших строительных игровых площадках звать Володь, Ирин и Борисов к столу будут не мамы, а игровые бригады поваров и поварих".
Да ведь это же потешные войска Петра Первого (который своего внука держал заспиртованным в стеклянной банке, в Кунтскамере) - только без царя.
Но в любой игре есть правила. Игра без правил - это не игра, в ней только морды друг другу бьют. А игра по правилам - это, считай - да, тот самый упорядоченный труд, работа. Правила же задаются общественным или государственным строем. Выходит, в анархическом обществе тоже должны быть правила. Иначе как без них играть-то?
Блэк говорит в статье "Анархизм и другие препятствия на пути к анархии": "Более того, подпорки государства (работа, морализм, индустриальная технология, иерархическая организация) не являются необходимыми, а наоборот являются противоположными удовлетворению наших потребностей и желаний".
Надо полагать, авторы таких статей пишут гусиным пером на собственноручно изготовленном папирусе, или выцарапывают свои тексты на каменных скрижалях? И ходят в домотканных одеждах да чириках но босу ногу? А вы в метро ездите - почему не отменить транспорт? Это ведь продукт индустриальной технологии. Что? Пересесть на велосипеды? Ну пусть восьмидесятилетняя бабушка поедет в гости на велике через весь город. В дождик и бурю. Пусть беременная тоже на велике едет. Ведь метро - это технология, это большой грех!
Я слышу возражение. Конечно же, появятся добровольцы - велорикши. Ливень, град, а рикша, осознавая общественную необходимость своего занятия, одевает плащ-дождевик и колесит по городу. Садись, прокачу.
"Городов не будет!" - возразит какой-нибудь анархо-примитивист. Который мечтает жить в некоем поселении из глинобитных хат, возделывать землю. Погодите, а ведь тракторы собирают на заводах. И металлургия нужна. Не будешь же выстругивать деревянный трактор.
Конечно, можно обойтись без трактора. Но тягловых животных мы к этому делу не привлекаем. Следуем заветам SXE.
При крепостном праве хуже всех жилось тем крестьянам, которые принадлежали монастырям. Выходили в поле. Стоял инок, эдакий надсмотрщик, и под его чутким руководством мужички пахали. Один впрягался заместо тягловой лошади, другой шел за плугом. Ибо инокам так было выгоднее, когда вместо лошадей.
Итак - или трактор, или паши своим горбом. Do It Yourself! Но подозреваю, что в мире всеобщей свободы и равенства желающих пахать будет очень мало. Кому охота играть в землепашца? Лучше уж ноги задрать и лежать на диване, выдумывая новые игры - игры в металлургов, в шахтеров, в монтажников-высотников.
В мире существует железная закономерность. Если вы не работаете - значит, кто-то работает за вас. Если вы отказываетесь от работы - значит, кто-то другой работает вдвойне.
<<<