От Мак Ответить на сообщение
К Мак Ответить по почте
Дата 05.06.2007 14:37:02 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Идеология; Компромисс; Война и мир; Версия для печати

Вокруг преемников формируются группировки - часть будущей элиты

Вокруг преемников формируются группировки, но все под вопросом
МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ №21 за 2007 год (01.06.2007)
http://www.mn.ru/issue.php?2007-21-2

Закат "преемников"

Алексей Зудин, политолог

Начало нового электорального цикла неумолимо приближается. Как и положено, он начнется с избирательной кампании в Государственную думу, которая плавно трансформируется в президентские выборы. Партии готовятся: началось формирование предвыборных фондов и избирательных списков. Впереди, как и положено, "Единая Россия": партия усилилась очередной группой губернаторов, объявила весь корпус президентских посланий "планом Путина" и провозгласила его своей предвыборной программой. А вот ситуация вокруг "преемников" более определённой не становится. Казалось бы, определённости прибавил тот факт, что неутомимый сторонник "третьего срока" Сергей Миронов от своей идеи наконец-то публично отказался (точнее, отложил её на пять лет).

Но необходимой ясности всё равно нет: главным источником неопределённости стало постоянное наращивание политического веса первым вице-премьером Сергеем Ивановым. По данным Левада-центра, в марте 2007 года по показателю электоральной поддержки во втором туре президентских выборов Сергей Иванов обогнал другого кандидата на роль "преемника", первого вице-премьера Дмитрия Медведева (52%:48%), а в апреле еще больше увеличил отрыв от конкурента (55%:45%). И хотя в мае Дмитрию Медведеву удалось восстановить свое лидерство, Сергей Иванов буквально "дышит ему в затылок" (49%:51%).

Сергей Иванов начинал с имиджа "силовика" (самые испуганные даже говорили "ястреба"), хотя, строго говоря, в участники силовой группировки в верхах никогда не зачислялся. Но по мере продвижения в виртуальном и реальном пространстве связи с силовой корпорацией стали размываться, а в имидже появились новые краски - рыночные. Началось сближение Иванова с умеренно-либеральным имиджем, которым с самого начала обладал Дмитрий Медведев. Интересный поворот.

До недавнего времени в высших эшелонах власти поливалентным символическим капиталом, а именно совместимостью и с либералами, и с силовиками обладал только один человек - Владимир Путин. Способность находить общий язык с двумя наиболее мощными группами интересов - важнейший атрибут президентского статуса. И теперь основные свойства имиджа Владимира Путина начинают переходить к Сергею Иванову. А вот имидж Медведева в последнее время не расширяется. Это имидж скорее нового премьера, а не нового президента. И если нынешняя тенденция сохранится, это может означать, что Иванов и Медведев поменялись местами не только в рейтинговой гонке, но и в политической табели рангов.

Но вывод, что Путин передумал и остановил свой выбор на Иванове, а не Медведеве может оказаться преждевременным. Прежде всего потому, что ситуация может перевернуться еще раз: Медведев может наверстать упущенное, получив "добро" на высказывания на общеполитические темы. Но и в нынешней ситуации, строго говоря, ничто не мешает вывести на выборы именно Медведева. При всей значимости "державных" атрибутов, которых так много в имидже Сергея Иванова, для избирателей основную роль играют всё-таки иные мотивы. А вот социальное лицо власти, которое воплощает первый вице-премьер, ответственный за национальные проекты, хорошо встраивается в запросы избирателей. "Неполный" президентский имидж - дополнительная гарантия неизменности основных направлений политического курса в том виде, в котором они были определены Владимиром Путиным.

Гипотетическая возможность отклонения от этого курса будет ограничена не только тем, что рядом с новым президентом, хотя и вне формальной системы власти, будет находиться Владимир Путин, но и присутствием в высших эшелонах власти сильной фигуры Сергея Иванова, располагающего совместимостью как с силовиками-государственниками, так и с либералами-рыночниками.

Возможность превращения в "преемники" не "первого", а "второго номера" не исчерпывает возможных вариантов. Виртуальная конкуренция Медведева и Иванова необязательно должна завершиться окончательным выбором в пользу кого-то одного из них. Само по себе рейтинговое соперничество первых вице-премьеров может оказаться преходящим вариантом.

Выход на выборы сразу двух преемников, чего так ждёт оппозиция, представляется маловероятным: это приведёт к расколу правящей группы и обессмыслит все предыдущие усилия по консолидации элит. А вот возможность появления "под занавес" какой-то "свежей" фигуры в принципе существует. И ничто не помешает уходящему президенту выдвинуть такую фигуру и добиться её поддержки избирателями. (В сентябре 2006 года готовность проголосовать на президентских выборах за любого кандидата, предложенного Путиным, демонстрировали 38%.) Вероятность такого сценария связана с тем, что внимание политических и экономических элит приковано к нынешним двум претендентам.

Пока Иванов и Медведев продолжают конкурировать в виртуальном пространстве, элиты ищут на них выходы, выстраивают отношения и постепенно формируют коалиции под присмотром действующего президента. И чем дальше, тем больше влиятельных игроков "разойдется" по коалициям вокруг двух конкурирующих претендентов.

Коалиции, которые успели сформироваться вокруг нынешних кандидатов в преемники, к новому претенденту отношения иметь не будут, а самостоятельная группировка вокруг него вряд ли успеет сложиться к выборам. "Свежий кандидат" пойдет на выборы с минимальными обязательствами и будет избран в значительной степени благодаря популярности нынешнего президента и его системы связей, а не своей собственной. При этом нынешние два кандидата, приобретшие известность и политический вес, сохраняют свои позиции в новой системе власти.

Преемственность курса - это прежде всего система равновесия, когда возможности для маневра ограничены, а вместе с ними и искушения для участников воспользоваться позиционными или ситуативными преимуществами.

Конечно, за время правления вокруг нового президента успеет сложиться своя коалиция элит, но она будет уравновешиваться двумя соседними центрами влияния, встроенными в систему власти. Естественными ограничителями для нового президента станут два несостоявшихся "преемника".

Похоже, предвыборная ситуация подошла к состоянию, когда, собственно говоря, перестанет быть принципиально важным, кто именно станет "преемником". Зато все более важным становится создание условий, которые призваны обеспечить преемственность политического курса.

Выигрыш победителя на президентских выборах 2008 года будет разумно ограничен, поэтому ценность малых коалиций вокруг конкретных претендентов в "преемники" по необходимости снизится, а вот круг относительных бенефициариев увеличится. Вместе с ним вырастет в цене и участие в большой коалиции, которая начинает формироваться вокруг "преемственного" политического курса.