1) Почему материализм стал популярен в некоторых слоях русской интеллигенции во второй трети ХIX века?
2) Почему марксизм стал популярен в России в кон. ХIX - нач. ХХ века?
Это ведь разные исторические периоды и разные вопросы. Как раз "чистые" материалисты-нигилисты вроде Базарова сошли со сцены, когда на ней появились марксисты. И "чистых" материалистов крестьяне и не думали слушать, а марксистов послушали.
//приобрел столь грандиозную популярность в образованных слоях России 19 в. (а едва ли и не раньше). И недаром С. Г. Кара-Мурза указал на то, что многие философы (в т. ч. "пароходники") России были или просто марксистами, или БЫВШИМИ марксистами?//
Да.
>Почему выпускники духовных семинарий так лихо шли в материалисты-нигилисты, а то и революционеры?
Это-то понятно. Достаточно о. Г. Флоровского почитать "Пути русского богословия". Программа семинарий была очень несовершенна. Там учили мыслить и быть образованным человеком, но - не учили по-настоящему верить в Бога. А также давали ответы только на узкий круг вопросов, а молодежь интересовал социальный вопрос.
>ТАК ЛИ ВЫБИВАЛСЯ материализм ИЗ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ России - учитывая, что на Западе движение все же пошло по-другому?
Смотря чьей традиции. Для русской интеллигенции буржуазный материализм начал прививаться с эпохи зарождения, с Екатерины II. Тогда у нас и начинает появляться европеизированные материалисты-дворяне. Для русского "народа" (как социального слоя) материализм никогда не был традицией и даже в советское время окончательно традицией не стал.
>Короче говоря, мне хочется, чтобы Вы сказали: ЧТО сделало материализм (и шире - НИГИЛИЗМ, скептицизм) в России столь популярным?
В кругу интеллигенции - европеизированность ее, духовная связь с буржуазией Зап. Европы. Марксизм же сделала популярной социальная тема. Это разные вещи.