>>Реальная же традиционная культура заставляла его "входить в положение" человека, то есть относиться к нему "по совести" (на современном языке - "по понятиям"), а не исходя из бездушной инструкции (Закона). Раз так, то и к себе, грешному, надо относиться "по совести", а людей не обижать отказом от их благодарного подношения. Как говорил просителю бюрократ в притче Кафки: "беру, чтобы ты не подумал, что упустил что-то". Но бюрократ Кафки бездушен: берет, но не сочувствует просителю и нисколько не отступает от инструкции. А русский бюрократ по возможности поможет давшему взятку просителю или хотя бы пожалеет его.
>
>Помочь-то поможет (хотя могут и "кинуть" или запросить доплату за "осложнение" дела), но пожалеет... Это звучит странно. Те, у кого есть деньги на взятки, в жалости не особо нуждаются, они "решают вопросы" и дают взятку для получения выгоды - за счет тех, кто взятку дать не может (ну и за счет интересов государства и общества во многих случаях). Пожалеть надо бы тех, у кого нет денег на взятку. Но их проблемы как раз взяточников не волнуют.
Обычно речь идет о весьма скромных подношениях. - Бутылка, коньяку, коробка конфет. Откуда у обычных граждан могли быть большие деньги на взятки в советской-то системе? Речь ведь идет именно о таких, а не о людях, находящихся на равных с чиновником и имеющих возможность предлагать большие деньги - чего ж таких ему жалеть?
>Например, можно рассмотреть проблему с льготными лекарствами. Компании, дающие взятки, обогащаются (нередко они опосредованно принадлежат самим же чиновникам), а больные лекарств не получают, и никому их не жалко (кроме, возможно, врачей, которые сами находятся в бедственном положении).
Тут идет грызня между людьми одного круга. Кара-Мурза не об этом пишет.
>Как-то не выдерживает этот тезис проверки. Здесь чувствуется попытка выдать желаемое за действительное, оправдать коррупцию (и коррупционеров) как "меньшее зло". А оно не меньшее, оно как раз и разъедает государство - гораздо сильнее, чем абстрактные "темные силы", которым это коррупционеры якобы противостоят.
Когда люди по человечески дают за бутылку коньяка или коробку конфет, или совсем за символическую сумму( никак не обговариваемую ) возможность получить то, что человеку действительно позарез надо и без этого никак - это действительно "меньшее зло".