От Monk Ответить на сообщение
К Monco Ответить по почте
Дата 22.01.2007 21:51:30 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Re: Злорадствуете? Так впечатлитесь (*).

>Вырванный из контекста ЖЖ-пост, потом удалённый - не впечатляет.

Или Вы из компании любителей лишний раз пнуть "совок", "где не был изжит этап товарно-информационного разнообразия"?

http://www.zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/06/652/71.html

Завтра. Изменилось ли отношению к советскому опыту? Ведь столкновение с советским ранее было связано с противостоянием.

И.К. Переосмысление, конечно, было. Появился новый опыт. Тогда многие вещи представлялись проще, чем понимаешь это сейчас. Хотя диаметральное разделение между "совком" и "коммунизмом" по-прежнему остается очень важным для меня. И за прошедшие годы оно усугубилась.

В одном флаконе советского общества сосуществовали два этих типа мировосприятия… Коммунизм был отчасти реализован, он существовал не только как условные формы мышления, он существовал и в практике общества. Но эта практика постоянно пожиралась изнутри этим "совком", процессом обуржуазивания коммунизма, который был во многом— увы, классики были в значительной степени правы — следствием того, что революция произошла именно в России. В обществе со специфическими атавизмами, где не был изжит этап товарно-информационного разнообразия. И соответственно, какими транспарантами ни размахивал бы деревенский комсомолец, придя в город, прежде всего он мечтал об отдельной квартире, а потом, впоследствии, о машине. Была заложена мина в самом социальном характере общества Российской Империи, которое претерпело революцию.

"Совок" для меня остался до сих пор негативным понятием. Это то, что Лимонов гениально назвал "русским адатом". Со времен Николая I это одна и та же система отношений — вязких, консервативных, антиреволюционных, неподвижных, которые в России всегда играли противоречивую роль. С одной стороны, они обеспечивали воспроизводство нации, ее духовной культуры. С другой, они ломали все необходимости приспособить эту духовную культуру к общей эволюции человечества. В русской культуре всегда сосуществовали, условно говоря, космизм и "кишкизм". Одно влекло в сторону полного самопожертвования, в сторону "расчеловечивания" (если брать человека по Протагору— то есть просто разумного животного, которое самодостаточно и которому мы должны угождать). Второе — тянуло в сторону почвы.

В итоге был очень странный сплав, который обеспечивал само существование России, но в то же время — все время ввергал страну и ее духовную культуру в многочисленные трагедии исторического масштаба.