От Игорь Ответить на сообщение
К Борис Ответить по почте
Дата 20.01.2007 02:25:04 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Re: Религия -...

>>>Возможно. Но в старом Китае охраняли свою культуру. Оставляя при этом фактически каждому возможность выбирать сотериологический путь по своему выбору.
>>
>> Не по своему выбору, а по тому выбору, который так или иначе не противоречит конфуцианской морали.
>
>Да, откровенно "антисистемное" учение там бы "забанили" :). Но, вообще, проявляли немалую гибкость (здравую) и понимание.

>>Но поскольку опоры в истинной религии не было, то Китай никогда и не претендовал на глобальное преображение мира, как это делал Запад и Россия.
>
>И хорошо. Точнее, хорошо бы - у меня есть опасения насчет Китая.

>Сомневаюсь, что русскому мессианскому чувству можно приписать стремление к "глобальному преображению мира" - это уже равняет его с западной экспансией, вылившейсяв настоящее время в неолиберальную глобаизацию.

Нечего не равняет. Тут с одной стороны глобальный социал- дарвинизм, а с другой солидаризм, и разумеется, тоже глобальный. Локальным солидаризмом с глобальным законом джунглей никак не совладать.

>>Фактически нравственное учение в Китае - заемное из мировых религий.
>
>Конфуцианство возникло в то же "Осевое время", что и мировые религии. И в нравственом плане учением было и является достаточно самостоятельным - некоторые заимствования, наверное, были, но совершенно точно не играли сколько-нибудь решающей роли.

Почему же это "совершенно точно"? Потому что Вам так хочется?

>> Имея философию, но не имея для нее потустороннюю опору, Китай вынужден доверять в этом деле другим народам. Сейчас он доверился Западу, ранее СССР. Упорство, с которым он строил социализм при Мао, ничуть не уступает упорству с которым он строит капитализм при Дэне и после.
>
>Насчет опоры: многие конфуцианцы вполне блюли свои нравственные заповеди без всяких опор.

Многие коммунисты тоже так делали, но вот их детишки стали глядеть не туда.

>А для того, чтобы не кончить так же, как потом советские коммунисты, им вполне хватало не быть сторонниками материалистического экономического дтерминизма :).

Китай уже неоднократно плохо кончал в своей истории. Утверждают, что даже терял большую часть населения. Я полагаю, что и в этот раз очередное шатание в сторону, указанную другими, добром не выйдет.

> Впрочем, многие шеньши сочетали госслужбу с практикой даосизма и буддизма. Вообще, большинство китайцев не видели противоречия между "тремя учениями", считая (на мой взгляд, на 90% справедливо), что они занимают разные ниши. Хотя, конечно, были и трения. Были ярые конфуцианцы, вообще не признававшие какую-либо моральную правду за даосизмаом и тем более буддизмом, даосы и буддисты не только взаимодействовали, но, бывало, конкурировали, буддийские монахи после долгой дискуссии добились права не кланяться императору, но в целом "сань цзяо" находились не в синкретических, а комплементарных отношениях. При этом стражем культуры и общественной жизни являлось именно конфуцианство, а даосизм и буддизм (как и проникшие позже ислам и христианство) были "для личного употребления".

Так же можно сказать, что стражем культуры на Руси было государство, а церковь - для личного употребления. Только вот без этой второй половины государство ничего бы не стоило.

>Это я к тому, что были в традиционном Китае механизмы защиты культурных основ без доминирования одной религии авраамистического типа.

Вовсе безрелигиозных механизмов не было.

>>Сами видите, что с этой стороны опасности никогда не было и нет.
>
>Поясните, если несложно.

Вы все опасаетесь, что кто-то будет трогать православных, ставших буддистами, мусульманами и т.п. А я говорю, что для подобных опасений нет оснований. Конечно могут морально осуждать, если обстоятельства перехода в другую веру будут весьма сомнительными, как например в фильме "Мусульманин". Гораздо большую опасность для общества представляют не иные мировые религии в России, а тотальное безверие даже среди тех, кто посещает церкви, мечети, синагоги и т.д.

>>>Тогда не было современной науки. Да и ее Церкви признали относительно недавно, долгое время с ней имея немало разногласий.
>>
>> Здесь Вы ошибаетесь. Как это Церковь признала науку относительно недпавно, когда наука и образование вышли из лона Церкви?
>
>???

>Прямо даже неудобно про Галилея напоминать :)

Ну нельзя же мыслить школьными атеистическими штампами. Есть факты. Наука и образование стали развиваться первоначпально в церковной среде. Обучали детей первоначально при церквях. Первыми преподавателями и просветителями были духовные лица. Даже про Ломоносова в советском многоскрийном фильме еще в атеистические времена вынуждены были показать правду - как он первоначально еще дома лучше всех своих сверстников освоил Святое Писание и сочинения святых отцов. В Москве учился первоначально в церковном училище. Заступниками его после начавшихся осложнений с недворянским происхождением было московское же духовенство и так далее.

>В.И. Вернадский писал, что христианское "...настроение было более пагубно для науки, чем все нашествия варваров, оно грозило окончательной гибелью научного миросознания"(Избранные труды по истории науки. М., 1981. С. 112.)

Он заблуждался. Научное мировоззрение не переживет гибели христианства. Сейчас фундаментальная наука фактически перестала развиваться. Это следствие разрушения христианского мировоззрения.


>> Античных философов изучали в основном западные монахи. Восточные патристики не считали эллинских философов вершинами мудрости. См. например сочинения Гр. Паламы.
>
>Ну ясное дело, что не считали. Китайские буддийские монахи тоже не считали конфуцианство прямо вершиной мудрости. Для глубоко религиозного человека вершиной, естественно, является религия, а не философия и не общественная идеология. Что не отменяет должного уважения к ним в мирских делах.

Ну так Григорий Палама прямо говорил о заблуждениях эллинских мудрецов в главном. В Восточной Церкви не было развито теории двух истин ( истины мира горнего и истины мира дольнего), как это было начато в Западной Церкви Фомой Аквинским.


>> Антихристианские - значит воюющие с христианством. Нельзя же в самом деле любое этическое учение, не исходящее из мистической сущности Христа объявлять антихристианским, если оно учит в общем сходным нравственным максимам.
>
>О том и речь.



>>Что касается бывших советских саттелитов - то это был выбор их элит, связанный с крушением СССР. Югославию покорили силой.
>
>Тем не менее, имеем: глобализация захлестнула не только Китай, но и православные страны.

На то она и глобализация. это закономерно. А иначе - как бы и где бы созрел на нее достойный ответ?

>>Греция в ЕС, как пятое колесо в телеге. На нее обрушиваются постоянные идеологические обвинения в том, что она то священников оплачивает, то верующих не может унять, когда они протестуют против антихристианских нововедений в европейских законах, то спорт в ней слишком государственный и так далее.
>
>Но из ЕС не выходит.

Греция сейчас маленькая слабая страна.

>Эх, сдал Сталин Грецию Черчиллю по договору! Пришлось, конечно, но жалко :(


>> Ну еще бы. И не только пространственных вариантов, но и исторических.
>
>Хотелось бы, чтобы пространственно-исторический вариант, сложившийся при возрождении нашей Державы, не привел к разгону, например, наших буддийских мини-общинок. Хотя, конечно, некоторый процент бездумных прозападников и у нас есть. Как и в обществе в целом.

Разгонят либералов.