От Борис Ответить на сообщение
К Игорь
Дата 19.01.2007 10:20:57 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Re: Религия -...

>>Возможно. Но в старом Китае охраняли свою культуру. Оставляя при этом фактически каждому возможность выбирать сотериологический путь по своему выбору.
>
> Не по своему выбору, а по тому выбору, который так или иначе не противоречит конфуцианской морали.

Да, откровенно "антисистемное" учение там бы "забанили" :). Но, вообще, проявляли немалую гибкость (здравую) и понимание.

>Но поскольку опоры в истинной религии не было, то Китай никогда и не претендовал на глобальное преображение мира, как это делал Запад и Россия.

И хорошо. Точнее, хорошо бы - у меня есть опасения насчет Китая.

Сомневаюсь, что русскому мессианскому чувству можно приписать стремление к "глобальному преображению мира" - это уже равняет его с западной экспансией, вылившейсяв настоящее время в неолиберальную глобаизацию.

>Фактически нравственное учение в Китае - заемное из мировых религий.

Конфуцианство возникло в то же "Осевое время", что и мировые религии. И в нравственом плане учением было и является достаточно самостоятельным - некоторые заимствования, наверное, были, но совершенно точно не играли сколько-нибудь решающей роли.

> Имея философию, но не имея для нее потустороннюю опору, Китай вынужден доверять в этом деле другим народам. Сейчас он доверился Западу, ранее СССР. Упорство, с которым он строил социализм при Мао, ничуть не уступает упорству с которым он строит капитализм при Дэне и после.

Насчет опоры: многие конфуцианцы вполне блюли свои нравственные заповеди без всяких опор. А для того, чтобы не кончить так же, как потом советские коммунисты, им вполне хватало не быть сторонниками материалистического экономического дтерминизма :). Впрочем, многие шеньши сочетали госслужбу с практикой даосизма и буддизма. Вообще, большинство китайцев не видели противоречия между "тремя учениями", считая (на мой взгляд, на 90% справедливо), что они занимают разные ниши. Хотя, конечно, были и трения. Были ярые конфуцианцы, вообще не признававшие какую-либо моральную правду за даосизмаом и тем более буддизмом, даосы и буддисты не только взаимодействовали, но, бывало, конкурировали, буддийские монахи после долгой дискуссии добились права не кланяться императору, но в целом "сань цзяо" находились не в синкретических, а комплементарных отношениях. При этом стражем культуры и общественной жизни являлось именно конфуцианство, а даосизм и буддизм (как и проникшие позже ислам и христианство) были "для личного употребления".

Это я к тому, что были в традиционном Китае механизмы защиты культурных основ без доминирования одной религии авраамистического типа.


>Сами видите, что с этой стороны опасности никогда не было и нет.

Поясните, если несложно.


>>Тогда не было современной науки. Да и ее Церкви признали относительно недавно, долгое время с ней имея немало разногласий.
>
> Здесь Вы ошибаетесь. Как это Церковь признала науку относительно недпавно, когда наука и образование вышли из лона Церкви?

???

Прямо даже неудобно про Галилея напоминать :)

В.И. Вернадский писал, что христианское "...настроение было более пагубно для науки, чем все нашествия варваров, оно грозило окончательной гибелью научного миросознания"(Избранные труды по истории науки. М., 1981. С. 112.)



> Античных философов изучали в основном западные монахи. Восточные патристики не считали эллинских философов вершинами мудрости. См. например сочинения Гр. Паламы.

Ну ясное дело, что не считали. Китайские буддийские монахи тоже не считали конфуцианство прямо вершиной мудрости. Для глубоко религиозного человека вершиной, естественно, является религия, а не философия и не общественная идеология. Что не отменяет должного уважения к ним в мирских делах.


> Антихристианские - значит воюющие с христианством. Нельзя же в самом деле любое этическое учение, не исходящее из мистической сущности Христа объявлять антихристианским, если оно учит в общем сходным нравственным максимам.

О том и речь.



>Что касается бывших советских саттелитов - то это был выбор их элит, связанный с крушением СССР. Югославию покорили силой.

Тем не менее, имеем: глобализация захлестнула не только Китай, но и православные страны.

>Греция в ЕС, как пятое колесо в телеге. На нее обрушиваются постоянные идеологические обвинения в том, что она то священников оплачивает, то верующих не может унять, когда они протестуют против антихристианских нововедений в европейских законах, то спорт в ней слишком государственный и так далее.

Но из ЕС не выходит.

Эх, сдал Сталин Грецию Черчиллю по договору! Пришлось, конечно, но жалко :(


> Ну еще бы. И не только пространственных вариантов, но и исторических.

Хотелось бы, чтобы пространственно-исторический вариант, сложившийся при возрождении нашей Державы, не привел к разгону, например, наших буддийских мини-общинок. Хотя, конечно, некоторый процент бездумных прозападников и у нас есть. Как и в обществе в целом.