>0. Крах базовой теории. В общем, на этом можно было бы и остановиться.
Наоборот: торжество базовой теории. А базовая теория Маркса - это теория капитализма. Из которой социализм выводится как вполне туманное следствие. Советский народ другой теории-то и не знал. Она - вся строится на понятии добавочная стоимость.
Далее. Припомните Артема Тарасова, который сдал дикую сумму партвзносов с предпринимательской деятельности. Типа эффективно продавал за границу то, что в собственной стране выбрасывалось.
Все совершенно по теории: капиталист в погоне за прибылью, за собственным интересом разыщет все, на что не хватило внимания государству. Ничего не разрушит, но наоборот улучшит общее благосостояние: за счет налогов, за счет тех же партвзносов, за счет высоких зарплат сотрудникам.
И капиталисты перестроечного периода все были такие умные: кандидаты и доктора наук. У Центров НТТМ задачки были одна другой интересней - и все на уровне высших мировых достижений науки и техники. Святослав Федоров делал операции на глазах, которые никакие американцы или японцы не могли сделать. Высокотехнологичные разработки небольших творческих коллективов те же англичане и американцы покупали в обход запретов КОКОМ через подставные фирмы из Кореи, Южной Америки и пр. И все это -в дополнение к сытой и уверенной жизни в СССР. А как же иначе? Все эти капиталисты - из тех же коммунистов и комсомольцев. И "архангельский мужик" со стадами тучных бычков - не вместо, а в дополнение к стадам тощих колхозных буренок. И кооператоры, в заброшенных подвалах выращивающие шампиньоны, - должны разнообразить стол советского человека.
Теория торжествовала!
Никто в народе не предполагал, что переход к капитализму будет сопровождаться буквально преднамеренным уничтожением всего комплекса высокотехнологичных и наукоемких отраслей, принципиально способных составить конкуренцию лучшим фирмам мира. И сами предполагаемые будущие русские капиталисты, по-моему, не подозревали, что вместо куриц, несущих золотые яйца, получат дохлятину. Что вместо работоспособных предприятий с отлаженными технологиями, связями, со здоровой финансовой обстановкой, - получат обесцененные гиперинфляцией счета предприятий, что получат разорванные растройством финансов связи с поставщиками и потребителями, рассыпающиеся из-за невозможности выплаты зарплат коллективы
_____________________________
Когда мы говорим о гибели СССР и советской экономики от внутренних или от внешних причин, мы почему-то опускаем из виду проблемы переходного периода. Советская экономика даже с переходом на капиталистические рельсы - могла долго и эффективно работать. Ровно как продолжала работать железная дорога, метро, система ЖКХ, энергетика.
Потенциал наукоемких и высокотехнологичных отраслей - был огромен. Еще в 1995 году Завод Владимира Ильича на ст.м. "Тульская" продолжал выпускать лазерные установки, которые корейский предприниматель покупал, перекрашивал - и продавал под видом собственной продукции в Англию, Германию, США. Команда, делавшая лазерные искровые спектроанализаторы, - с легкостью выигрывала тендеры на продажу собственной продукции где-нибудь в Чили. Контракты на сотни установок подписывали японцы.
Мы должны говорить не о том, что переход к рынку и капитализму разрушил советскую экономику. А о том, что в переходной период непосредственно по командам высшего государственного руководства производилась диверсия против отечественной экономики, имевшая целью не допустить выхода на мировой рынок мощнейшего конкурента экономикам США и Западной Европы. Предприятия, осовободившиеся от опеки государства, - добил таки рынок и общий распад экономических связей. Но с конца 1991 года до приватизации - разрушение экономики осуществлялось по непосредственным командам из Москвы. В рамках командно-бюрократического способа управления.
Я несколько раз напоминал: Гайдар в конце октября 1991 года прямыми государственными распоряжениями ликвидировал для государственных предприятий, занимавшихся производством высокотехнологичной продукции, - возможность продавать свою продукцию и заключать договора. Два месяца предприятия работали на выработку технологических запасов и проедание имевшихся на банковских счетах денег. В январе одномоментно цены на продовольственнные товары поднялись в 10 раз. А Кремль милостливо позволил предприятиям поднять цены на свою продукцию процентов на 10-15. В итоге предприятия оказались в ситуации, когда допустимое изменение цены не позволяло им обеспечить разумной по покупательной способности оплатой - вложенный в продукцию труд. А поскольку людям нужно было за что-то жить, то предприятия лишились возможности покупать комплектующие и сырье. Я лично около 15 января 1992 года призжал на Богородицкий завод техно-химических изделий за компонентами для лазерных установок. И чуть ли не в моем присутствии завод по факсу получал указания из министерства о том, по какой цене чего он имеет право продавать. На заводе руководители за голову хватались.
Без учета этого прямого - указаниями из Кремля и из министерств - разгрома экономики уже постсоветской России, - весь наш анализ гроша ломаного не стоит. Российскую(и прочих стран СНГ) экономику уничтожил не капитализм, а прямая диверсия проамериканской пятой колонны в высшем руководстве страны. Диверсия, осуществляемая под прикрытием фразы о реформировании экономики.
Мы должны помнить, как в этом период простыми бумажными распоряжениями закрывались обеспечивающие топливом города и регионы шахты и угольные разрезы. Распускались проектно-конструкторские организации, одномоментно без всяких страховочных мер закрывалось финансирование целых заводов, НИИ и НПО, связанных с оборонными задачами.
Люди, получившие огромные дивиденды на уничтожении экономики, на ее разворовывании, - капиталистами-предпринимателями не были. Они были именно ворами, а кто-то и изменниками - от еще СОВЕТСКОГО чиновно-государственного аппарата. Возникновение в этой обстановке именно капиталистических предприятий, занявшихся хоть какой-то созидательной деятельностью, кроме уничтожения, разворовывания и распродажи советского наследства, - спасло Россию от падения в еще более глубокую яму.