|
От
|
Pokrovsky~stanislav
|
|
К
|
Дмитрий Кропотов
|
|
Дата
|
30.10.2006 18:24:16
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
Феодальный рывок
Я полностью поддерживаю Вас, Дмитрий, в том, что технологический рывок произошел до капитализма. Но должен высказаться по социальной сути рывка.
После длительных размышлений и исторических поисков я вынужден был самому себе признаться: город к указанному рывку не имеет отношения.
Рывок был. Но он связан был не с возникновением бюргерства, а с возникновением и развитием монастырей и монашеских орденов.
Именно монашеские ордена внедряли и водяное колесо, и многообразные устройства на водяном приводе. Именно монашеские ордена осуществили огромный объем наблюдений и селекционной работы для развития сельского хозяйства. Именно при монастырях была выполнена огромная работа алхимиками-монахами, которая привела к возникновению процесса перегонки(и даже целый монашеский орден специализировался на перегонных технологиях) - и возникновению индустрии красителей для текстильной отрасли. Монашеские ордена осуществляли огромный объем работ по строительству мостов, акведуков(был целый орден братьев-мостостроителей) - и быстро наращивали массу технологических знаний и навыков.
Бэкон, который поставил вопрос об эксперименте, как основе знания, - был монахом-францисканцем. Огромную научную работу целенаправлено выполняли в ордене бернардинцев. Во всех монастырях проходила работа по накоплению информации и ее распространению по системе монастырей.
Первоначальные монахи - не были богомольцами. Они были прежде всего людьми, которые собрались в ПРЕСЛЕДУЕМЫЕ ОБЩЕСТВОМ общины-артели для совместной жизни и совместного противостояния мерзости окружавшего их мира. Уставы первоначального монашества предусматривают отказ от лжи, от собственности, от гордыни(типа вот лично я -какой умный!), но требуют труда и освоения книжного знания, требуют - помощи людям, требуют отказа от ублажения собственных капризов и потребностей - в пользу минимального одинакового для всех потребления. Требуют - готовности к личной смерти, хоть в бою, хоть при лечении заразных больных или уборке трупов погибших от чумы.
И вот эти артели=общины оказались экономически многократно более эффективными, в рамках законов существовавшего вокруг них общества - быстро расширявшими свои владения. А превосходство знания и моральное превосходство праведности и личного нестяжательства - делали их самой авторитетной общественной силой. В руках которой оказались империи - в частности - Священная Римская империя периода до гибели династии Штауфенов в сер. 13 века.
Можно было бы не делать этого замечания, тем более оно сейчас находится в противоречии с принятой исторической картиной.
НО... именно это замечание указывает на то, что способно решить проблемы и науки, и морального переворота в обществе.
Возникновение монашеских общин, состоящих из морально-близких друг другу людей с правдным отношением к жизни, с общим неприятием лжи, наживы, господства одних людей над другими - оказалось созданием средневековой "организации революционеров", которая перевернула Европу.
А вот потом созданный монашеством экономический и научный задел - оказался приватизирован. К чему в немалой степени приложили руку университетские выпускники.
Вы помните, какие были специальности средневековых университетов? Теология, юридичеспруденция, филология и искусства, медицина. Практически все - манипуляционные. Включая медицину(которая в значительной мере и по сегодняшний день держится на психотерапии).
Университетская схоластика - не создавала нового знания, но создавала навыки ниспровержения оппонента. Навыки юридической тяжбы, навыки убеждения с использованием силы искусства, навыков теологических споров ради обоснования нужных церкви тезисов.
И сами университеты были созданы Римской католической церковью, проигрывавшей к этому времени интеллектуальную и моральную битву с монашеством, с его авторитетом и деятельной образованностью.
И университеты - создали в конечном счете сословие людей, профессией которых стал обман, манипуляция сознанием - специалистов гуманитарных наук. А все типы технологических и естественно-научных знаний, математику - развивали монастыри. И это знание потихоньку распространялось на окружающих монастыри мирян - нанимаемых и обучающихся при монастырях ремесленников. Монастыри были идеологическими противниками интеллектуальной собственности. Знание - они просто обязаны были распространять.
А города? Города - не имели тенденции расширения, эекспансии на земли феодалов. Соответственно - не имели ни сырья, ни достаточного количества топлива для развития технологий. Не имели развитой системы обмена технологической информацией - все замыкалось внутри цеха. И - до поры до времени были ПРИСЛУГОЙ феодалов, специализировавшейся на изготовлении особо трудоемких предметов роскоши, особо украшенного оружия. А массово оружие ковали при тех же монастырях. И порох делали, и пушки лили. И прочая, и прочая, и прочая... Даже уже в 16 веке в Нидерландах городское бюргерство проигрывало монастырям конкуренцию в производстве пива, вин, хозяйственной утвари. Монастыри в голландскую революцию громили - как опасных конкурентов.
- Сильно - Павел Чайлик 30.10.2006 18:42:36 (39, 659 b)