Я полностью поддерживаю Вас, Дмитрий, в том, что технологический рывок произошел до капитализма. Но должен высказаться по социальной сути рывка.
После длительных размышлений и исторических поисков я вынужден был самому себе признаться: город к указанному рывку не имеет отношения.
Рывок был. Но он связан был не с возникновением бюргерства, а с возникновением и развитием монастырей и монашеских орденов.
Именно монашеские ордена внедряли и водяное колесо, и многообразные устройства на водяном приводе. Именно монашеские ордена осуществили огромный объем наблюдений и селекционной работы для развития сельского хозяйства. Именно при монастырях была выполнена огромная работа алхимиками-монахами, которая привела к возникновению процесса перегонки(и даже целый монашеский орден специализировался на перегонных технологиях) - и возникновению индустрии красителей для текстильной отрасли. Монашеские ордена осуществляли огромный объем работ по строительству мостов, акведуков(был целый орден братьев-мостостроителей) - и быстро наращивали массу технологических знаний и навыков.
Бэкон, который поставил вопрос об эксперименте, как основе знания, - был монахом-францисканцем. Огромную научную работу целенаправлено выполняли в ордене бернардинцев. Во всех монастырях проходила работа по накоплению информации и ее распространению по системе монастырей.
Первоначальные монахи - не были богомольцами. Они были прежде всего людьми, которые собрались в ПРЕСЛЕДУЕМЫЕ ОБЩЕСТВОМ общины-артели для совместной жизни и совместного противостояния мерзости окружавшего их мира. Уставы первоначального монашества предусматривают отказ от лжи, от собственности, от гордыни(типа вот лично я -какой умный!), но требуют труда и освоения книжного знания, требуют - помощи людям, требуют отказа от ублажения собственных капризов и потребностей - в пользу минимального одинакового для всех потребления. Требуют - готовности к личной смерти, хоть в бою, хоть при лечении заразных больных или уборке трупов погибших от чумы.
И вот эти артели=общины оказались экономически многократно более эффективными, в рамках законов существовавшего вокруг них общества - быстро расширявшими свои владения. А превосходство знания и моральное превосходство праведности и личного нестяжательства - делали их самой авторитетной общественной силой. В руках которой оказались империи - в частности - Священная Римская империя периода до гибели династии Штауфенов в сер. 13 века.
Можно было бы не делать этого замечания, тем более оно сейчас находится в противоречии с принятой исторической картиной.
НО... именно это замечание указывает на то, что способно решить проблемы и науки, и морального переворота в обществе.
Возникновение монашеских общин, состоящих из морально-близких друг другу людей с правдным отношением к жизни, с общим неприятием лжи, наживы, господства одних людей над другими - оказалось созданием средневековой "организации революционеров", которая перевернула Европу.
А вот потом созданный монашеством экономический и научный задел - оказался приватизирован. К чему в немалой степени приложили руку университетские выпускники.
Вы помните, какие были специальности средневековых университетов? Теология, юридичеспруденция, филология и искусства, медицина. Практически все - манипуляционные. Включая медицину(которая в значительной мере и по сегодняшний день держится на психотерапии).
Университетская схоластика - не создавала нового знания, но создавала навыки ниспровержения оппонента. Навыки юридической тяжбы, навыки убеждения с использованием силы искусства, навыков теологических споров ради обоснования нужных церкви тезисов.
И сами университеты были созданы Римской католической церковью, проигрывавшей к этому времени интеллектуальную и моральную битву с монашеством, с его авторитетом и деятельной образованностью.
И университеты - создали в конечном счете сословие людей, профессией которых стал обман, манипуляция сознанием - специалистов гуманитарных наук. А все типы технологических и естественно-научных знаний, математику - развивали монастыри. И это знание потихоньку распространялось на окружающих монастыри мирян - нанимаемых и обучающихся при монастырях ремесленников. Монастыри были идеологическими противниками интеллектуальной собственности. Знание - они просто обязаны были распространять.
А города? Города - не имели тенденции расширения, эекспансии на земли феодалов. Соответственно - не имели ни сырья, ни достаточного количества топлива для развития технологий. Не имели развитой системы обмена технологической информацией - все замыкалось внутри цеха. И - до поры до времени были ПРИСЛУГОЙ феодалов, специализировавшейся на изготовлении особо трудоемких предметов роскоши, особо украшенного оружия. А массово оружие ковали при тех же монастырях. И порох делали, и пушки лили. И прочая, и прочая, и прочая... Даже уже в 16 веке в Нидерландах городское бюргерство проигрывало монастырям конкуренцию в производстве пива, вин, хозяйственной утвари. Монастыри в голландскую революцию громили - как опасных конкурентов.
Спасибо!
Вы это вовремя и к месту.
Прошу обратить внимание на некоторые временные исторические хронологические совпадения (близкие события).
Распад Золотой Орды.
Подъем Османской Империи.
Изобретение книгопечатания.
Падение Византии.
Новый цикл Папства (после истории длительного "пленения").
Расцвет Итальянских городов - центров Возрождения.
Открытие Америки.
И все это на весьма малом отрезке истории.
14-16 века - века большого поворота исторического процесса.
То что было до - сильно мифилогизировано именно в период 15-17 века.
В истории еще не все ясно с фактологической и хронологической позиций. Про описательную и говорить нечего.