От Павел Чайлик Ответить на сообщение
К C.КАРА-МУРЗА Ответить по почте
Дата 25.10.2006 12:05:46 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Идеология; Культура; Теоремы, доктрины; Версия для печати

Еще о курице и яйце

Со всей неизбежностью дискуссия скатывается к вопросу о курице и яйце.
Считаю, что это неизбежно в используемом синтаксисе.
Почему? Попробую дать свою гипотезу.
Причина в том, что мы рассматриваем такие явления как культура, народ, государство - как субъекты истории.
Как субъекты они существуют лишь на словах - это гипостазирование.
Возвращаясь к фундаменту следует сделать существенную оговорку.
Человеческое сознание - процесс.
Культура - процесс.
Народ - процесс.
Государство - процесс.

И все эти процессы - это один и тот же процесс.
Т.е. эти понятия скорее различные описательные качества одного и того же процесса.
Суть процесса - сохранение и развитие человеческого осознания.

Рассматривая их как процесс, становится очевидным, что история возникновения и взаимовлеяния этих самых "качеств" процесса может различаться.
Существенным является то, как все эти качества зарождаются и влияют друг на друга.

Что главное в таком процессе?
Воспроизводство собственно самого процесса!
Продолжение себя.
А возможно оно лишь в корридоре между консерватизмом и модернизацией.

Культура развивает себя через все свои проявления.
И в первую очередь через модернизацию общественной жизни. Т.е. без модернизации государства не обойтись.
Вопрос о том откуда должна исходить инициатива в вопросе модернизации (от народа или от государства) - бессмысленен.
Потому как это всего-лишь составные части и характеристики одного и того же процесса.
Как бы он не протекал, он протекает закономерно. :)
Это и наша благодать и наше проклятье одновременно.

По-моему, в этом весь вопрос.

Анекдот:
Киев. Начало XX века. Синагога.
При исполнении псалма левая половина прихожан встает и начинает петь. Правая поет сидя. Начинается перепалка между сторонами.
Одни утверждают, что надо петь стоя, другие что надо петь сидя.
Раввин берет по одному представителю от каждой стороны конфликта и идет с ними в полуподвальное помещение, где сидит старец Мойша.
-Мойша, прихожане разделилсь и хотят выяснить какова наша традиция?
Выступает первый:
- Наша традиция петь сидя!
Старец говорит:
- Нет! Это не наша традиция.
Выступает второй:
- Правильно! Наша традиция петь стоя!
- Нет! И это тоже не наша традиция.
Начинают ругаться между собой.
Раввин в отчаянии обращается к старцу.
- Так что же нам делать? Каждый раз прихожане начинают между собой ругаться.
- Вот! Это и есть наша традиция.

И смешно. И как-то не очень.
Потому как затянувший переходный процесс грозит превратиться в элемент культуры.