>По сути - воспевание приоритета формы над содержанием...
>Либерализм - власть законов над произволом чиновничьей иерархии
Вот уж где приоритет формы над содержанием. Законы - это то что приводят в исполнение чиновники. Независимо от чиновничьей иерархии существуют только законы природы.
>Но произвол, кампанейщина, директивы и указы не могут служить основой современного общества и государства. Современная технологическая культура и дисциплина может быть обеспечена лишь в условиях демократичных отношений.
В современной технологической культуре демократия немыслима. Высоко организованное общество - порождение иерархии. Чем совершенне организация тем глубже иерархия.
>Без либерализма нет гражданского общества, без которого не может быть демократии, а без демократии могут быть только рабовладельческие или феодальные отношения.
А с демократией невозможно даже это. Только разрозненные деревеньки дворов на 20-50, все дела которых могут быть восприняты индивидом непосредственно и уместиться в человеческой голове. Городишко даже на сотню тысяч жителей индивидуальному сознанию недоступен, а значит управляться демократией не может. Тем более демократия не может его создать.
"Разразилась Американская революция", писал Токвиль, "и доктрина суверенности народа, выношенная в городках и деревеньках, овладела страной". Во всяком случае она овладела умами людей сформулировавших и популяризовавших идеалы демократии. "Нашим принципом было возвышать человека", писал Джефферсон, но люди, которых он возвышал, были почти исключительно мелкие фермеры: "Работающие на земле - избранники Господни, если Бог когда-либо избирал людей чтоб наполнить их грудь истинной добродетелью. Это тот очаг в котором он хранит священный огонь, который в противном случае мог бы исчезнуть с лица земли. Ни одна эпоха ни в какой нации не дает примеров падения морали среди земледельцев".
Несмотря на весь романтизм этих восклицаний они содержат вполне рациональное зерно. Джефферсон был прав полагая что группа независимых фермеров ближе подходит к идеалу спонтанной демократии, чем какое-либо иное человеческое общество. Но чтобы сохранить этот идеал его необходимо изолировать от напастей большого мира. Чтобы самостоятельно решать свои дела фермеры должны ограничить себя деятельностью к которой они привыкли. Джефферсон проделал все эти умозаключения. Он не одобрял фабрики, внешнюю торговлю и флот, неосязаемые формы собственности и теоретически любую власть кроме небольших самоуправляющихся групп." (Walter Lippman "Public opinion")